ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЕ КИНО

Кино от А до Я: 25 лучших отечественных фильмов о Великой Отечественной войне

Нет в нашей стране семьи, которую Великая Отечественная война не задела бы, не обожгла своим огненным дыханием. Не потому ли на протяжении уже 80 лет военная тема была и остается главной для нашего кино. Ей посвящены сотни фильмов. Автор нашего журнала, известный российский кинокритик ЛЕОНИД ПАВЛЮЧИК составил список 25 лучших, по его мнению, картин о Великой Отечественной. Надеемся, рейтинг профессионала-кинокритика поможет зрителям найти свое «Великое Отечественное Кино», чтобы смотреть его не только сейчас, в победном мае, а – всегда. Пока помним, пока чтим, пока живем…

«А зори здесь тихие» (1972). Экранизация одноименной повести писателя-фронтовика Бориса Васильева. Пронзительная, до кома в горле, история о пяти девчонках-зенитчицах, остановивших ценою своих жизней отряд фашистских диверсантов в карельских лесах. Фильм Станислава Ростоцкого, пришедшего в кино с фронтов Великой Отечественной, завоевал главный приз на Всесоюзном кинофестивале (ВКФ) в Алма-Ате, получил в 1975 году Государственную премию СССР, вошел в пятерку номинантов на премию «Оскар». На родине за первый год проката его посмотрели 66 миллионов человек. По опросам кинозрителей «Зори» неизменно входят в тройку лучших фильмов о войне.

«Баллада о солдате» (1959). Кино о войне без войны. Поэтичный и горький рассказ о шести днях из короткой жизни молодого солдата Алеши Скворцова (Владимир Ивашов), который едет с фронта навестить свою мать. С первых кадров «Баллады…» мы знаем, что Алеша не вернется с войны, и это придает внешне светлой картине трагическое звучание. Главный герой фильма – собирательный образ русского солдата, воплощение героизма, красоты, чистоты, жертвенности. Фильм режиссера-фронтовика Григория Чухрая по сценарию, написанному им совестно с Валентином Ежовым, стал высокой классикой отечественного и мирового кино, завоевал более 100 призов на международных фестивалях.

«Брестская крепость» (2010).Российско-белорусский фильм, в основе которого лежат документальные события.У главных героев фильма были реальные прототипы: начальник погранзаставы лейтенант Андрей Кижеватов, полковой комиссар Ефим Фомин, командир полка Петр Гаврилов. Творческая группа во главе с Александром Коттом готовилась к постановке два года. Был собран большой бюджет фильма, по проекту художника Алима Матвейчука были построены уникальные декорации, включая точную копию Холмских ворот. В съемках приняли участие замечательные актеры (Андрей Мерзликин, Павел Деревянко, Евгений Цыганов, Александр Коршунов) и жители Бреста, которые бережно хранят память о героической обороне крепости.

В итоге получился исторически достоверный и при этом эмоционально взволнованный рассказ об одной из самых ярких страниц Великой Отечественной. Премьера фильма состоялась в Брестской крепости у Тереспольских ворот, а чуть позже – на Московском международном кинофестивале (ММКФ). Впоследствии картина была показана на киносмотрах в России, Беларуси, Китае, Швеции, Мексике. В эти дни «Брестская крепость» передает эстафету ленте «В списках не значился»– еще одному масштабному кинополотну о защитниках Брестской крепости.

«В августе 44-го» (2001). Вторая по счету экранизация знаменитого романа Владимира Богомолова «Момент истины» о борьбе советских контрразведчиков с немецкими диверсантами на территории освобожденной Белоруссии. Первую экранизацию, которую еще в советское время снимал литовский режиссер Витаутас Жалакявичюс, автор романа, известный своей въедливостью, не позволил завершить. Производство картины, готовой на 90-95%, было остановлено, а пленка смыта.

Нашлись у Богомолова многочисленные претензии и к киноверсии белорусского режиссера Михаила Пташука, писатель даже снял свое имя с титров, но картину удалось отстоять. Сложная производственная судьба, сопутствовавшие съемкам скандалы не помешали фильму получить Гран-при фестиваля «Золотой Витязь» и стать настоящим зрительским хитом. Премьерный показ фильма на НТВ, который состоялся 9 мая 2002 года, оказался рекордным для телеканала: доля аудитории в Москве составила 39%, по стране – 36%.

В сентябре на экраны должна выйти новая экранизация книги в постановке Никиты Высоцкого и Ильи Лебедева с Сергеем Безруковым, Никитой Кологривым, Павлом Табаковым, Даниилом Воробьевым в главных ролях. Назвали картину лаконично – «Август». Удастся ли повторить успех фильма Михаила Пташука? Экран покажет.

«В бой идут одни «старики» (1973). Режиссер и исполнитель главной роли Леонид Быков в детстве мечтал стать летчиком. Но не сбылось. Зато, став известным актером, а потом и режиссером, сделал главных героев своего лучшего фильма, снятого на Киевской студии имени Довженко, летчиками «поющей эскадрильи». Драматичный и светлый, наполненный музыкой и песнями военных лет, фильм получил первую премию на ВКФ в Баку и пришелся по душе зрителям. В первый год проката его посмотрело 44 миллиона зрителей, с годами он только набирал популярность. По недавнему опросу портала Кино Mail. Ru фильм «В бой идут одни «старики» возглавил рейтинг любимых фильмов россиян оВеликой Отечественной.

«Война Анны» (2018). То ли имевшая опору в реальности, то ли талантливо придуманная сценаристкой Натальей Мещаниновой история о маленькой еврейской девочке, которая в годы войны спряталась от полицаев в школе, превращенной оккупантами в комендатуру. Анна устроила спасительное убежище в трубе камина. А на Божий свет из своего Зазеркалья выходила только по ночам. Режиссер Алексей Федорченко мастерски соединил в фильме драму выживания и страстное антифашистское высказывание. «Война Анны» была признана лучшей картиной года сразу тремя главными российскими кинопремиями: «Ника», «Золотой орел» и «Белый слон».

«Восхождение» (1976). Экранизация повести «Сотников» классика белорусской литературы Василя Быкова «Сотников». Фильм о двух партизанах, попавших в руки полицаев (выдающиеся роли сыграли в фильме Борис Плотников, Владимир Гостюхин, Анатолий Солоницын), превратился в притчу о подвиге и предательстве, искупительной жертве и восхождении русского солдата на Голгофу. Антивоенный шедевр Ларисы Шепитько победил на ВКФ в Риге и стал первым советским фильмом, удостоенным «Золотого медведя» – главной награды Берлинского кинофестиваля.

«Двадцать дней без войны» (1976). Фильм Алексея Германа по сценарию знаменитого советского писателя Константина Симонова. Режиссер в свое время рассказывал: «Двадцать дней без войны» – против фальшака войны на экранах. Мы хотели, чтобы наш рассказ соответствовал тому горю, которое пережил народ и на фронте, и в тылу, когда страшно голодали, спали, закопавшись в уголь, и из последних сил делали все для фронта».

Снятый в фирменном германовском стиле гиперреализма, фильм позволил комедийному актеру Юрию Никулину и поющей и танцующей актрисе Людмиле Гурченко переменить участь. И сыграть едва ли не лучшие свои роли в кино. Бывший долгие годы в статусе опального режиссера, Алексей Герман за эту черно-белую картину не снискал наград на родине, но был удостоен престижной премии Жоржа Садуля во Франции и премии критики на МКФ в Роттердаме.

«Живые и мертвые» (1963). Экранизация романа-эпопеи Константина Симонова. Грандиозная батальная фреска в постановке Александра Столпера, наполненная огромным количеством событий и действующих лиц. С невероятной мощью в фильме отражены сумятица, неразбериха первых месяцев войны, нехватка оружия и техники, некомпетентность командного состава, выбитого сталинскими репрессиями. Но из этого хаоса постепенно выковывается сила, способная переломить хребет врагу.

Фильм, победивший на ВКФ в Ленинграде и на международных фестивалях в Карловых Варах и Акапулько, по-прежнему остается одним из самых правдивых экранных свидетельств о начале войны. А роль генерала Серпилина в исполнении Анатолия Папанова стала лучшей в судьбе актера. Когда Симонов дописывал свою эпопею, сквозь образ Серпилина, признавался он, проступало лицо актера.

«Женя, Женечка и «катюша» (1967). Фильм Владимира Мотыля по сценарию, написанному им совместно с Булатом Окуджавой. Редкий пример военной трагикомедии в нашем кино. Смешной, а местами горестный рассказ о судьбе хрупкого интеллигента на войне, которого сыграл Олег Даль. Непривычная и необычная комедийная интонация фильма послужила основанием для его травли в прессе. Картину пустили третьим экраном, но ее спасли зрители, которые взволнованно откликнулись на героические похождения Жени Колышкина на военном и любовном фронтах. Со временем фильм заслуженно стал классикой нашего кино.

«Звезда» (1949) в постановке Николая Иванова и «Звезда» (2002) в режиссуре Николая Лебедева. Две экранизации одноименной повести Эммануила Казакевича, рассказавшей о подвиге наших разведчиков в тылу врага. Обе экранизации сняты близко к тексту писателя. Одна скромная, черно-белая лента поставлена по следам недавних событий. Другая картина снята в наши дни в цвете, во всеоружии большого бюджета и новейших экранных технологий. Это тот случай, когда достойные фильмы-экранизации не спорят между собой, а органично дополняют друг друга. Картина Лебедева вызвала большой общественный резонанс и в 2003 году была удостоена Государственной премии России.

«Знак беды» (1986). Экранизация одноименной повести Василя Быкова, которая стала значительной вехой в истории советской литературы. В фильме Михаила Пташука, как и в повести, нет масштабных сражений, партизанских вылазок. Война показана через глубокое погружение в обстоятельства жизни мирных жителей, оказавшихся под чугунной плитой оккупации. В центре фильма – судьба немолодой крестьянской четы Степаниды (Нина Русланова) и Петрока (Геннадий Гарбук). В их дом вламываются и поселяются оккупанты, которые хозяев за людей не считают. Степанида и Петрок в свое время пережили раскулачивание, насильственную коллективизацию, теперь на смену сталинскому террору пришла коричневая чума. Что называется, из огня да в полымя. В этом адском пламени сгорает не только главная героиня, но и складывавшийся веками традиционный уклад белорусской деревни.

Трагедийный по своему накалу фильм Михаила Пташука был удостоен Гран-при «Статуя Свободы» на МКФ в Сопотнице (Югославия), Гран-при телерадиокопании ВВС за лучший неанглоязычный фильм, а душа картины Нина Русланова за свою выдающуюся роль была удостоена премии «Ника» и Государственной премии БССР.

«Иваново детство» (1962). Фильм по мотивам рассказа писателя-фронтовика Владимира Богомолова «Иван» ошеломил в свое время зрителей сочетанием суровой правды войны и светлыми, поэтичными снами главного героя, которые возвращают его в гармоничный мир детства. Это первая большая роль в кино юного Николая Бурляева. И первый полнометражный фильм 29-летнего Андрея Тарковского, который принес ему победу на Венецианском фестивале и последующее международное признание. Премьера картины состоялась в нашей стране 9 мая 1962 года.

«Иди и смотри» (1985). Российско-белорусская картина – последняя постановка в фильмографии Элема Климова. Военная драма, вдохновленная творчеством и отчасти судьбой полноценного соавтора фильма, белорусского писателя Алеся Адамовича, который в 14 лет ушел в партизанский отряд. Действие фильма происходит на оккупированной территории Белоруссии в 1943 году. В центре картины – судьба подростка (грандиозная роль Алексея Кравченко), который становится свидетелем нацистской карательной операции. Буквально на наших глазах из веселого, жизнелюбивого паренька он превращается в поседевшего старика.

Один из самых жестких, радикальных антивоенных фильмов в истории кино, победивший на ММКФ, прошел по экранам многих стран мира и оказал влияние на творчество Стивена Спилберга, Теренса Малика и других режиссеров.

«Кукушка» (2002). Фильм Александра Рогожкина по собственному сценарию, идею которого ему подсказали исполнители главных ролей – Виктор Бычков и Вилле Хаапасало, подружившиеся на съемках комедии «Особенности национальной охоты». 1944 год, два смертника – финский солдат и вырвавшийся из лап СМЕРШа русский капитан – попадают в дом саамки Анни. Они говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга. Вместе варят похлебку, вместе выпивают, вместе решают, кому в эту ночь спать с истосковавшейся по мужской ласке молодой женщиной.

Это самый необычный любовный треугольник в мировом кино. И это самое убедительное проклятие войне, противной человеческому естеству. Картина получила пять призов на ММКФ, четыре «Ники» и четыре «Золотых орла», а в 2010 году на фестивале на ММКФ в Ханты-Мансийске «Кукушка» была названа лучшим военным фильмом в ХХI веке.

«Летят журавли» (1957). Шедевр Михаила Калатозова. Экранизация пьесы Виктора Розова «Вечно живые», которую автор написал, находясь на излечении в полевом госпитале. В центре визуально ошеломляющего, захватывающего дух экспрессивного кинополотна, снятого великим оператором Сергеем Урусевским, – трагическая история двух влюбленных в исполнении Алексея Баталова и Татьяны Самойловой, которых навек разлучила война. «Журавли» – до сих пор единственный отечественный фильм-лауреат «Золотой Пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. По версии Гильдии киноведов и кинокритиков России, это лучший фильм в истории советского и российского кино.

«Они сражались за Родину» (1975). Эпическое батальное полотно в постановке Сергея Бондарчука. Подробная и мощная экранизация романа Михаила Шолохова. В основе сюжета – история стрелкового полка, который, неся тяжелые потери, ведет оборонительные бои на подступах к Сталинграду. Картина рассказывает о подвиге рядовых солдат-пехотинцев, об истоках и цене Победы, до которой доживут не все герои картины. На кинофестивале в Панаме фильм получил приз за лучшее исполнение 27 (!) мужских ролей солдат.

«Отец солдата» (1965). Автор сценария Сулико Жгенти во время войны добровольцем ушел на фронт. Там он подружился с Георгием Махарашвили, в прошлом крестьянином-виноградарем, который заменял молодым солдатам отца, случалось, заслонял вчерашних мальчишек от пуль. Эта реальная судьба легла в основу сценария, который талантливо и страстно воплотил на экране классик грузинского кино Резо Чхеидзе, а главную роль сыграл выдающийся актер Серго Закариадзе, удостоенный за эту роль приза за лучшее исполнение мужской роли на ММКФ и Ленинской премии.

«Праведник» (2023). В основе картины Сергея Урсуляка – реальные исторические события. В 1942 году русский партизан Николай Киселев (его строго и точно сыграл Александр Яценко), подобно библейскому Моисею, вывел с оккупированной территории Белоруссии за линию фронта 218 евреев. Путь занял почти три месяца. По дороге питались ягодами и грибами, пили болотную воду. Несколько раз нарывались на немецкие засады, вступали с ними в перестрелки, но в итоге вышли к своим. «Праведник», искусно балансирующий между военным эпосом и приключенческим боевиком, получил четыре «Золотых орла» и пять «Ник». И в очередной раз доказал неисчерпаемость военной темы в нашем кино.

«Проверка на дорогах» (1971). Первая самостоятельная постановка Алексея Германа. Сценарий Эдуарда Володарского был основан на повести Юрия Германа «Операция „С Новым годом!». В центре фильма – история однажды оступившегося человека (лучшая роль Владимира Заманского), который присоединился к партизанам, чтобы искупить свою вину за переход на сторону врага. Снятый в 1970 году, фильм надолго отправился «на полку» за «дегероизацию» Великой Отечественной войны. Гуманистическая по своему духу картина вышла на большой экран только в 1985 году и была удостоена Госпремии СССР.

«Свои» (2004). Черно-белый фильм режиссера Дмитрия Месхиева по сценарию Валентина Черных, известного по оскароносному фильму «Москва слезам не верит». В центре «Своих» – противоречивый образ волевого, сильного, хитроумного сельского мужика (Богдан Ступка), пострадавшего в свое время от советской власти и пошедшего в годы фашисткой оккупации работать старостой села. Но не для того, чтобы отомстить «советам» или услужить врагам, а чтобы помочь выжить себе, своей семье, своим односельчанам. Новаторское решение темы обеспечило фильму пять призов на ММКФ, триумф на премиях «Ника» и «Золотой орел». Знаменитый британский режиссер Алан Паркер, возглавлявший жюри на ММКФ, назвал «Свои» одним из лучших фильмов о войне, который он видел в своей жизни.

«Судьба человека» (1959). Режиссерский дебют Сергея Бондарчука, который также исполнил в фильме главную роль. Экранизация одноименного рассказа Михаила Шолохова, опубликованного в «Правде». Фильм повествует о русском солдате, бывшем плотнике Андрее Соколове, которого война лишила дома, семьи, бросила в нацистский концлагерь. Но немилосердная судьба не сломила его дух. В жестоких обстоятельствах войны Соколов выжил, отстоял свое человеческое достоинство, сохранил волю к жизни и способность согреть своей любовью потерявшего родителей мальчугана. Фильм получил Большой приз на ММКФ, был удостоен Ленинской премии и с триумфом прошел по советским и мировым экранам.

«Торпедоносцы» (1983). Военная драма Семена Арановича по мотивам неоконченной повести Юрия Германа «Здравствуйте, Мария Николаевна», которую завершил и написал сценарий картины его сын Алексей Герман в содружестве со Светланой Кармалитой. Фильм рассказывает о летчиках Северного флота. Они живут со своими семьями на берегу сурового Баренцева моря в маленьком военном гарнизоне, который для них и тыл, и фронт. Война и любовь, жизнь и смерть здесь ходят рядом. Каждый день летчики вылетают на боевые задания, понимая, что этот вылет может оказаться последним…

Семен Аранович до того, как стать режиссером, закончил военное училище, служил штурманом транспортной авиации в Заполярье. Поэтому каждый кадр его картины вызывают доверие. Художественная ткань фильма насыщена вкраплениями документальных кадров, и грань между ними зачастую различить невозможно. «Торпедоносцы» были удостоены Серебряной медали Александра Довженко, а в 1986 году – Государственной премии СССР.

«Через кладбище» (1963). Полнометражный дебют белорусского режиссера, ученика Александра Довженко Виктора Турова. В основе фильма – повесть русского писателя Павла Нилина об одном из эпизодов партизанской борьбы в Белоруссии. От Нилина в фильме – изобретательный сюжет, рельефно выписанные персонажи, точные диалоги. От Турова – фирменные приметы его уже вполне сформировавшегося творческого почерка: сочетание историзма и лиризма, документальной точности и визуальной экспрессии. А также рано пришедшее умение работать с актерами, будь то народный артист СССР Владимир Белокуров или актер-дебютант.

На кинофестивале республик Прибалтики, Белоруссии и Молдавии Виктор Туров и актер Владимир Мартынов были удостоены призов за дебют, оператор Анатолий Заболоцкий – за изобразительное решение. С годами художественная ценность фильма, как дорогого вина, только возросла. В 1994 году по решению ЮНЕСКО лента «Через кладбище» включена в список 100 лучших фильмов о войне.

«Я родом из детства» (1966). Автобиографическая исповедь сценариста Геннадия Шпаликова и режиссера Виктора Турова, чьи отцы погибли на войне, а им самим на момент съемок фильма не было и 30 лет. Одним из соавторов фильма стал Владимир Высокий, песни которого впервые прозвучали в советском кино, да и он сам впервые исполнил в фильме значимую роль. На выходе получился нежный и горький, лиричный и патетичный, пронзительный и потаенно философичный фильм о «подранках» – детях войны. В нем в неповторимых подробностях воссоздан сам воздух победной и горькой весны 45 года, пропахшей порохом, застиранными госпитальными бинтами, послевоенной бедностью, но и обещающий надежду на близкую мирную жизнь.

Не все смогли оценить достоинства фильма сразу по выходе. «Шаг в сторону» – так называлась одна из рецензий на фильм Турова. Но время все расставило по своим местам. По результатам одного из опросов белорусских критиков, «Я родом из детства» был назван лучшим фильмом за всю историю национального кино.