ЮЛИЯ ЛЕШКО
МУДРОСТЬ ЧУДАКА
В конце марта заслуженный коллектив Республики Беларусь «Театр-студия киноактера Национальной киностудии «Беларусьфильм» представил премьеру – комедию «Дурак вашего мужа» по мотивам знаменитой пьесы Франсиса Вебера «Ужин дураков»(написана в 1991 году, а впервые поставлена в 1993-м).
Спустя семь лет после написания пьесы автор лично экранизировал ее. Фильм также имел оглушительный зрительский успех во всем мире, массу наград и в русскоязычном прокате приобрел название «Ужин с придурком». И это небольшое изменение оригинального названия придало истории дополнительную интригу: сколько всего дураков поужинало на самом деле, ясно становится только в финале…
Принимая во внимание возраст пьесы и количество постановок во всем мире, «Ужин…» находится в одном шаге от того, чтобы стать классикой. А вот спектакль «Дурак вашего мужа», поставленный заслуженным деятелем искусств Республики Беларусь, народным артистом Беларуси Александром Ефремовым, по общему мнению, уже стал гвоздем сезона в самом «зрительском» театре столицы.
В спектакле заняты два актерских состава. В первом «придурка» Франсуа Пиньона играет Анатолий Голуб, во втором – Юрий Баранов.
Спектакли в разных составах получились разные: как бы ни старались исполнители следовать режиссерской концепции, у столь несхожих актеров не получится прожить одну и ту же историю в единой тональности. Не будут похожи даже спектакли, сыгранные в одном составе, но в разные дни. И нужно ли это? Ведь магия театра, позволяющая здесь и сейчас сопереживать «живым» героям, свершается каждый раз заново.
…Накануне премьеры довелось побывать на репетиции. Понятно, что театральная кухня должна оставаться «за кулисами», и в подробности репетиционного процесса уходить смысла нет. Но это потрясающе интересное, эмоциональное, даже, пожалуй, нервное действо достойно отдельного упоминания. Сидя на последнем ряду в пустом зале, стараясь быть максимально незаметной для увлеченно работающих актеров и режиссера, нам несколько раз хотелось крикнуть «браво!»
…Браво актерам, которые являют собой образец сыгранного, слаженного ансамбля, несмотря на то, что все (без исключения!) по очереди «солируют» по ходу действия этой негусто населенной пьесы.
…Браво режиссеру, который, добиваясь желаемого, методом «режиссерского показа» вдруг проигрывает сцену так, что понимаешь: Ефремов блестяще сыграет любого персонажа. Включая женские роли, если бы это вдруг понадобилось!
…Браво театру, в котором царит дух партнерства, взаимопонимания и взаимоуважения. Все это проявляется даже в мелочах. Несмотря на повышенную эмоциональность режиссера и понятное волнение артистов, они без конца пробовали, варьировали, искали интонацию, экспериментировали с пластикой и даже реквизитом. И всякий раз это было так здорово…
Уже на репетиции было ясно, что постановка обречена на успех. Наверное, предчувствие успеха было и у актеров: им совершенно очевидно нравилось то, что они делают.
…Кто не видел искрометную кинокомедию «Ужин с придурком» с Тьерри Лермиттом и забавным толстячком Жаком Вильре, который при этом является одним из величайших комиков Франции? Картина легкая, пикантная, развлекательная в лучшем смысле этого слова. И нестареющая: сюжет вполне актуальный – особенно для нашего времени, когда в большой чести ирония и всякого рода «приколы». Для «хобби», которым так увлечены мсье Брошан со товарищи – пригласить наивного бедолагу и куражиться за его счет, кто во что горазд, иначе как «кринж» и не назовешь… В общем, такая история может произойти в любой стране и, в принципе, с кем угодно. Беспроигрышный вариант абсолютно зрительского «хита»! И конечно, постоянные зрители и верные поклонники Театра-студии киноактера ждали эту постановку. Предвкушали ее!
В репертуаре театра есть другие спектакли, на которых хохот в зале не смолкает который год подряд. Но Ефремов не был бы Ефремовым, если бы зрительский смех был его основной и главной целью. Глубокий, тонко чувствующий, в лучших своих постановках «чеховский» режиссер Ефремов, сохранив и юмор, и иронию, и даже сарказм пьесы, привнес в свою постановку чисто славянскую ноту сочувствия ко всем «униженным и оскорбленным». А их на сцене куда больше, чем может показаться на первый взгляд. И в эту забавную историю про «маленького человека» Франсуа Пиньона (у которого в его собственной нелепой, неудавшейся жизни толком не получается ничего, кроме изящных макетов известных зданий – конструкций из спичек), в один, по сути, длинный анекдот исподволь вплетается высокая мелодрама.
(***)
Говорят, в каждом великом комике живет трагик, который или просто ждет своего часа, или… использует редкие мгновения, чтобы продемонстрировать свой недюжинный талант. Нисколько не умаляю талант гибкого, органичного, какого-то «эмпатичного» актера Юрия Баранова: он тоже очень хорош в роли Франсуа Пиньона! Но я все же об Анатолии Голубе. В другой постановке А. В. Ефремова, чеховском «Дяде Ване», актер, исполняющий главную роль, в самые драматические моменты вдруг блистал потаенным комизмом такой высокой пробы, от которого было и смешно, и щемило сердце.
Сердце будет щемить и в этом спектакле, когда насмеетесь вдоволь и немного успокоитесь, чтобы послушать, что вам скажет Пиньон с лицом Анатолия Голуба. Уже сейчас, спустя совсем немного времени после премьеры, завсегдатаи Театра-студии утверждают, что в «Дураке вашего мужа» актер сыграл свою звездную роль.
В спектакле звучит музыка Леонида Ширина – ненавязчивая и почему-то неуловимо французская. Оригинальное художественное решение спектакля осуществила Лидия Малашенко. Особенно бросается в глаза эстамп картины Иеронима Босха «Корабль дураков».
…Ну да, ну да: плавали – знаем. И корабль плывет, и пассажиры на нем не переводятся. И вот она, замечательная «лоция», написанная Франсисом Вебером, внимательно прочитанная и так ярко пересказанная Александром Ефремовым – для всех странствующих и путешествующих в море человеческих страстей… На всякий случай.
(Полная версия – в «НЭ» № 4, 2025)