ПРЕМЬЕРА

НЕЛЛИ КРИВОШЕЕВА

МЫ ВСЕ РЯДОВЫЕ…

Не верю в случайности и совпадения… Считаю не просто знаковым, а символичным событием премьеру спектакля «Рядовые» в Театре-студии киноактера 20 июня 2024 года. В день, когда исполнилось 85 лет народному артисту Беларуси Валерию Николаевичу Раевскому, режиссеру, первым оживившему эту пьесу на родной сцене театра имени Янки Купалы к 40-летию Победы. Кстати, право первой постановки было предоставлено именно купаловцам.

Пьеса впоследствии была поставлена более чем в ста театрах Советского Союза. Но лучшим был признан наш спектакль, посмотреть который, как на мастер-класс, приезжали из всех союзных республик. Постановка впечатлила и Георгия Товстоногова, и Олега Ефремова, и Кирилла Лаврова. И вполне естественно, что его создатели (драматург Алексей Дударев, режиссер-постановщик Валерий Раевский, художник Борис Герлован, актеры Валерий Филатов, Александр Денисов, Виктор Манаев) были удостоены Государственной премии СССР.

Вспоминаю одну из бесед с Валерием Раевским.

«…Алексей Дударев из следующего за нами поколения. На Витебщине погиб каждый второй мужчина, а это еще одно неродившееся поколение. Дударев с Витебщины, человек, не проживший и не переживший войны. И вместе с тем его пьесы – это свежий взгляд, новое слово о трагических событиях, которые потрясли ХХ век, о фашизме. Хотя иногда кажется, что в основе пьесы – хорошо известные факты и ситуации. В пьесе есть главное: как отражается, как уродует души война, как преломляется она в судьбах героев».

На сцене Театра-студии киноактера «Рядовые» «ожили» во второй раз.

В 2015 году студенты БГАИ (курс заслуженного артиста Республики Беларусь В. А. Мищанчука) показали дипломную работу «Рядовые» в постановке режиссера Театра-студии киноактера Олега Киреева. На спектакле присутствовал Алексей Онуфриевич Дударев.

И режиссер, и студенты-выпускники были молодым, далеким от войны поколением. Но играли с такой верой, с таким проникновением в драматургию, с осознанным взглядом и пиететом перед выстоявшими и выжившими в далеких от них событиях. Это было не назидательно, а по-юношески. «Я» в предлагаемых обстоятельствах».

Видела восторженные глаза автора пьесы и помню его признание: «Я не ожидал, что молодым это будет интересно. Сам сегодня открывал в пьесе даже то, о чем не думал, когда писал».

В нынешней премьере народного артиста Беларуси режиссера Александра Ефремова заняты некоторые из участников студенческого спектакля, актеры театра Сергей Лапаницын и Яна Ходанович-Лапаницына. Концепция спектакля отличается от упомянутых постановок.

Неординарный мастер, Александр Ефремов поступил по принципу Георгия Товстоногова: «Когда нет пьес о современности, ставьте классику, она всегда современна». А к 80-летию Освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков кого ставить, как не нашего классика Алексея Дударева.

Премьерный спектакль Театра-студии киноактера вписан в сегодняшний контекст, погружает зрителя в современные реалии. Не совсем согласна с некоторой жесткостью отдельных сцен… Но решить режиссерскую задачу представителя первого послевоенного поколения – погрузить актеров среднего возраста и молодых, помочь им убедительно прожить на сцене события войны – Александру Ефремову удалось.

И вместе с коллективом единомышленников: художником-постановщиком Игорем Хруцким, художником по костюмам Ниной Гурло, композитором Леонидом Шириным, актерами Сергеем Лапаницыным, Владимиром Ивановым, Анатолием Терпицким, Анатолием Голубом, Антоном Жуковым, Чеславом Вилькиным, Егором Легкиным (его исполнение роли Соляника – одна из впечатляющих удач спектакля), Юрием Барановым, Владимлавом Яновичем, Валерией Арлановой, Дарьей Карпеченковой, Виолеттой Кривонос, Ольгой Дорониной, Лидией Мордачевой заставить зрителя пережить то, что в генах каждого, живущего на нашей земле.

И подтвердить:

«Рядовые» Алексея Дударева – на все времена.