О ДУХОВНОЙ ВЕРТИКАЛИ В КИНО

В Храме-памятнике в честь Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, прошло знаменательное событие – круглый стол «Традиционные духовно-нравственные ценности в культуре Беларуси и России как основа формирования национальной идентичности, воспитания нравственной личности и патриотизма», в рамках которого выступили Евфимий, епископ Луховицкий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, Председатель Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви; Бурляев Н. П., Народный артист России, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных организаций, член Патриаршего Совета по культуре, президент Международного Славянского форума искусств «Золотой Витязь»; Старовойтова А. В., член Комиссии Парламентского Собрания по культуре, науке и образованию; Гигин В. Ф., директор Национальной библиотеки Беларуси, председатель правления Республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское общество «Знание»; Отчик Г. А., председатель Белорусского союза художников; Карпилова А. А., заведующий отделом экранных искусств Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси, кандидат искусствоведения, и другие высокие гости. По завершении состоялся премьерный показ документального фильма Николая Бурляева «Боже, чувствую приближение Твое!» о режиссере Андрее Тарковском.

Кинокритик А. Карпилова рассказала о своем понимании духовного начала в белорусском кино, которое находится в преддверии своего 100-летнего юбилея. Именно в процессе подведения итогов важно осознание духовного начала как способности искусства различать и выбирать истинные нравственные ценности. Близким духовности понятием является нравственность. Понятно, чтосегодня кино является одним из сильнейших средств воздействия на человека и формирования нравственного вектора государства в долгосрочной перспективе.

Если говорить конкретно, то духовная вертикаль в белорусском кино наиболее отчетливо проявляется в документальном кино, которое находится в неустанном поиске национальной идентификации и уникального лица. В разножанровой палитре фильмов православной тематики, представленной портретом, поучением, расследованием, очерком, отражены современные представления о Евфросинье Полоцкой, Кирилле Туровском, Франциске Скорине, Симеоне Полоцком, Иоанне Григоровиче и многих других, образы которых дошли до нас в летописях, хрониках, преданиях, легендах. Это так называемые «люди-свечи», которые несли духовный свет, развивали лучшие нравственные установки, воспитывали гордость за свой народ.

Но духовность существует и в фильмах светской тематики, например, в ленте «Хормейстер» режиссера Галины Адамович, где героиней выступает Народная артистка Беларуси Нина Ломанович, главный хормейстер Большого театра оперы и балета. В киноленте хоровое искусство показано как духовный феномен славянской культуры, транслирующий генетический код нации, ярко звучащий в операх П. Чайковского, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, В. Солтана. В игровом кино линия православного направления наиболее отчетливо отражена в пенталогии «Притчи», снятой по мотивам известных христианских притч в Студии во имя святого исповедника Иоанна Воина Свято-Елисаветинского монастыря.

Документальный фильм «Боже, чувствую приближение Твое!», показанный после заседания круглого стола, вызвал сильный эмоциональный отклик. Фрагменты картин Андрея Тарковского прослоены комментариями режиссера и актера Николая Бурляева, его ученика. Некоторые кадры просто уникальны – например, про дубли в знаменитой сцене поиска секретной глины для колокола в картине «Андрей Рублев». Будучи 15-летним подростком, Бурляев принимал все условия режиссера и рискованно падал с обрыва в окрестностях Суздаля несколько раз. Лейтмотивом картины стала духовная внутренняя тема, внешне не афишируемая Тарковским, но очевидная во всех его лентах. Будучи в эмиграции, он не отделял себя от родины, от России и ее культуры. Прекрасно снятые оператором Дмитрием Чернецовым ландшафты, замечательная музыка Ивана Бурляева создают общую интонационно-возвышенную атмосферу размышления о непростом духовном пути Мастера. Предельно выразительны финальные кадры заснеженного села Заовражье, в церкви которого крестили Тарковского. Дорогу к храму проходит верный последователь – Николай Бурляев. Так закольцовываются судьбы двух выдающихся режиссеров.

Предваряя показ своей картины, народный артист России Николай Бурляев вспомнил историю своего участия в фильме «Андрей Рублев», когда он получил почти бессловесную роль Фомы и загорелся другим образом, читая эпизод с колоколом, осознавая, что это его роль. Однако Тарковский был непреклонен: колокол должен отливать более взрослый человек, а не 18-летний пацан. И Бог не выдал – Бурляев сыграл эту роль, изменившую всю его жизнь.

В блиц-интервью колумнисту SPUTNIK Евгению Огурцову-Кржижановскому Николай Петрович Бурляев убежденно отметил:

«Нет культуры без религии, говорил тот же Андрей Тарковский. И мой фильм о нем – это его осознание Бога, через его молитву, в которой он видит и чувствует Спасителя! Это его Голгофа, его Крестный путь!

… И если мы хотим создать настоящее Союзное государство, то ни в коем случае нельзя отдавать на откуп рынку именно культуру. Государства могут быть различными, а Родина одна.

Полная версия – в «НЭ» № 10, 2023.