О доблести, о подвигах – и просто о Времени и Человеке
В творческой биографии Александра Ефремова внушительное количество фильмов – разных видов, жанров, тем. Несмотря на разнообразие мелодрам и комедий, историй современных и исторических, музыкальных и повествовательных, полнометражных и сериальных, все равно есть ощущение, что этот режиссер снимает кино об одном. Не скажешь, что это одна тема, но во всех фильмах чувствуется приверженность тем смыслам, идеям, которые принципиально важны для автора: любовь, честь, достоинство, выбор, долг. Все нравственные императивы, которые важны для Ефремова, как режиссера, так и гражданина, представляются в значимых для него пространствах – пространство семьи, Родины. Это те ценности, которые высвечиваются в сюжетах почти каждого его произведения: будь то судьбоносные перипетии Ивана Шальнева из «Родного дела» или непростая дорога друг к другу двух одиноких людей из «Давай поженимся»; преданность своей любви Николая из фильма «Наш человек в Сан-Ремо» или преодоление жизненных обстоятельств в «Поводыре»; не лишенная своего драматизма пора взросления в «Дунечке» или драматические коллизии в «Рифмуется с любовью»; непримиримое противостояние в фильме «Снайпер: оружие возмездия» или беспримерный подвиг легендарного танкиста из одноименного фильма.
Семья – это та малая территория, за которой всегда открывается большая, это тот дом, который находится в центре другой вселенной, и обе эти территории для Ефремова равноценны. В семье происходят те события, которые так или иначе связывают действующих лиц со страной и временем. Герой «Родного дела» прошел свой путь, чтобы почувствовать родину как место, с которого этот путь начинался; жизненное пространство слепой девушки из «Поводыря» выходит за пределы квартиры в большой мир благодаря городским пейзажам, атмосфера которых пронизана чувством светлой радости и любви; вектор окружающего мира Дунечки – семья, театр, квартира, улицы, города – направлен из прошлого к будущему и наполнен ощущением надежды и приятных ожиданий; драматическое напряжение героев из «Рифмуется с любовью» разряжается другими чувствами благодаря проекции квартиры, медицинского центра на более широкий мир, в котором есть место надежде и вере в жизнь; за героическими поступками героев ефремовского «военного цикла» всегда ощущается присутствие родины как незыблемого центра, ради чего и совершаются эти поступки.
Позиции и понятия, которые относятся к доминантным категориям в жизни и творчестве Александра Ефремова, были заметны еще в его первой дебютной картине «Большая любовь Чередниченко Н.П.», которая была представлена в альманахе молодых режиссеров «В профиль и анфас» в 1977 году. Несмотря на почти комический рассказ о несостоявшейся любви немолодого мужчины, фильм был насыщен светлой печалью, которая, казалось, сочилась отовсюду – от циркового зала, приморских улиц, дома одинокого плановика. Пространство его фильмов воспринимается всегда шире, чем границы, обозначенные в кинокадрах. А прошедшее со дня первого фильма время – будто нить одного ожерелья, на которую нанизываются новые фильмы-бусины.
В 2023-м году на экраны выходит новый фильм А. Ефремова «Лист ожидания» (авторы сценария А. Ефремов и В. Залужный). Авторское воплощение времени действия этого фильма претендует на определенную историческую стереоскопию. В нем время современное таит в себе знаки времени исторического. Время высвечивает и придает объемность пространству. Фильм начинается с документальных кадров боев на линии фронта. Режиссеру принципиально важны эти кадры, равно как жесткие строчки информации о начале специальной военной операции. Хроника с соответствующим текстом окрашивает последующие события в мирной Беларуси особым светом и придает особый смысл всему происходящему потом. Начальные кадры – как преамбула, как зачин, подчеркивающие значимость нынешнего времени, ценность того, что называется «мир», «мирная жизнь». Эти кадры как спусковой механизм, запускающий в движение все последующие события.
Лист ожидания в данном контексте – медицинский термин, обозначающий внесение пациента в очередь на получение определенной медицинской помощи. Александра Ефремова всегда интересовали личности, способные на поступок, для которых долг – не изнурительное выполнение обязательств, а необходимость жить в ладу со своими принципами и совестью. Героями этого фильма являются люди, без медицинского участия которых немыслима сама жизнь. Их профессиональная жизнь для нас – подвиг, а для них самих – обычные будни. В буднях кардиохирургов спрессованы напряженные ожидания, поиски, открытия, трагедии потерь, счастье сохранения жизней, за которые они борются до конца, сохраняя выдержку, веру и сдержанную любовь, несмотря на непростые коллизии в собственных домах.
Одной из таких коллизий является проблема выбора. Выбор между тем, чтобы остаться на родине или податься в другие края, где все кажется лучше, сытнее, комфортнее. Эта проблема переводит сюжет в регистр сразу двух драм – семейной и производственной. Главврачу клиники, уникальному специалисту в области кардиохирургии, трансплантации сердца (Дмитрий Сутырин, Россия), помимо врачебных проблем приходится решать проблему взаимоотношений с дочерью, которая хочет вывезти своих сыновей в Испанию. Талантливый молодой хирург (Дмитрий Мухин) находится в состоянии неразрешимой для него дилеммы: уехать в Европу, о чем мечтает его любимая жена и где его ждут как востребованного профессионала, или остаться в своей родной клинике, где есть нечто, без чего он не представляет своей жизни, где есть его пациенты, которые остро нуждаются в нем.
Здесь вот-вот назреет конфликт между «переутомленным личным» и «перегретым общественным». Мухин тонко передает эту грань «между», это пограничное состояние, когда еще немного – и струна терпения может не выдержать. Это тот врач, талант которого, человеческие качества реально делают мир лучше. Он и его коллеги постоянно находятся в состоянии выбора, делая порой невозможное, но именно в решении этого невозможного и совершается самое важное. В сюжете фильма это спасение жизни молодой женщины, с которой неразрывно связана жизнь ее новорожденной дочери. А в реальности это спасение, улучшение качества жизни тысячам наших соотечественников. Созданный режиссером актерский ансамбль, в котором участвуют и знаменитые исполнители, и набирающая популярность молодежь, и дебютанты, передает как атмосферу врачебного братства и романтических порывов, так и сложные противоречия, конфликтные ситуации. В фильме зрители увидят народного артиста СССР Геннадия Овсянникову, народную артистку Беларуси Тамару Миронову, заслуженную артистку Республики Беларусь Валерию Арланову, а также Сергея Лапаницына, Юлию Верховскую, Антона Жукова, Артема Давидовича, Веронику Григорович, дебютантку Анастасию Васильеву и других.
Полная версия – в «НЭ» № 5, 2023