ЛЮДМИЛА САЕНКОВА-МЕЛЬНИЦКАЯ
О неожиданностях и закономерностях
Минский международный кинофестиваль «Лістапад»-2023 был во многом неожиданный. В этом году он жил какой-то своей, не очень громкой и не очень открытой жизнью. Не сказать, чтобы он был кулуарный, но и массовым его тоже не назовешь. Несмотря на то, что всякий раз пытались говорить о его невиданной географической широте, можно вспомнить, что и в предыдущие годы количество представленных стран было весьма внушительным – от Южной Америки и Австралии до Грузии и Узбекистана с Казахстаном. Не говоря уже о России. В этом году крен опять был в сторону российского кино. Во всяком случае, главные призы в номинациях игрового и документального кино достались фильмам российского производства. С некоторыми трудно согласиться.
Фильм «Портной из Бруклина» был удостоен Гран-при фестиваля. Похоже на то, что этот проект был создан семейным подрядом. Авторы сценария Евгений Серов, Елена Серова, режиссер Евгений Серов, композитор, исполнительница песни и одной из ролей Василиса Серова. Продюсером фильма выступил известный российский бизнесмен, театральный деятель Юрий Ваксман, он же в качестве актера воплотил одного из главных персонажей. Само название волей-неволей отсылает к другому фильму из 90-х «Дамский портной». Фильм давний, а помнится все до мелочей. И то, как неспешно и понятно шла жизнь в доме мудрого, добродушного еврейского портного Исаака до того момента, пока город не оккупировали немцы, и то, как евреи стали собирать свои нехитрые пожитки, чтобы отправиться в дорогу, не подозревая, что это будет дорога в один конец – в Бабий Яр. Поразил и навсегда запомнился образ того портного, который накануне этой последней своей дороги, думая о счастливой, мирной жизни, снимал с дамы мерку, как будто исполняя особый, полный сокровенных чувств, танец (Иннокентий Смоктуновский). То была драма, постепенно переходящая в трагедию. Степень конкретного трагического события была усилена степенью правды человеческих характеров, отношений.
В «Портном из Бруклина» акцент сделан не столько на правде характеров и отношений, сколько на мистической подоплеке настоящего и прошлого. Мистика начинается с того, что в дом к пожилому человеку (Юрий Ваксман) заходит незнакомец (Сергей Пускепалис). Портной почему-то категорически не хочет его впускать. Он его знал или знает, что-то неприятное связано с незнакомцем? В фильме ответов на эти вопросы нет. Постепенно становится ясно, что человек в черном – всего-навсего страховой агент, встречи с которым бруклинский портной хотел бы избежать. Опять же вопрос: почему? И опять ответ неясен. То ли история с сыном портного, то ли его собственные долги, но история начинает разворачиваться в обратном направлении, в сторону прошлого, где была война и концлагерь.
По мере возвращения в это чудовищное прошлое история в настоящем принимает вид все более театрализованного фарса, в котором акцент с реальности смещается в сторону ирреального.
(…..)
С документальным кино как бы проще и понятнее. Есть правда и история – уже есть кино. А если есть личность, о которой хочется узнавать все больше и больше, то документальный фильм точно найдет свою аудиторию. Лучшим неигровым фильмом «Лістапада» 2023 года признан фильм «Боже! Чувствую приближение Твое!» (Россия, режиссеры Николай Бурляев, Дмитрий Чернецов). Много лет назад московского школьника Колю Бурляева Андрей Тарковский пригласил сначала на главную роль в «Иваново детство», а потом на одну из ключевых ролей в следующий свой фильм «Андрей Рублев». Встреча и творческое содружество стали знаковыми и значимыми в биографии актера, режиссера, общественного деятеля, основателя Международного кинофорума «Золотой Витязь» Николая Петровича Бурляева. Не раз в своих книгах, многочисленных интервью он обозначал для себя судьбоносную роль великого кинорежиссера. Спустя годы Бурляев решился на создание фильма-воспоминания об одном из самых крупных представителей авторского кино, где выступил еще и автором сценария, и продюсером.
С одной стороны, «Боже! Чувствую приближение Твое!» – воспоминание о человеке, который стал для Николая Бурляева своеобразным гуру в кино. С другой стороны, это фильм о мировоззренческих принципах Андрея Тарковского в кино и в жизни. Основа фильма — исповедальные дневниковые записи Андрея Тарковского, из которых становится очевидным, насколько для автора многослойного, поликультурного кино, создателя особого художественного киноязыка чрезвычайно была важна нравственная основа и духовная глубина произведения. Один из лучших исследователей творчества Тарковского Дмитрий Салынский заметил: «Многообразие религиозных прочтений фильмов Тарковского вызвано тем, что он направил мысли и чувства зрителей в область духа, а уж что каждый из них там увидел – дело глубоко личное». Николай Бурляев говорит о фильмах, взглядах Мастера, проецируя и свои взгляды на эту основательную духовно-мировоззренческую основу. Фильм открывает известные и неизвестные грани личности Тарковского, что во многом объясняет некоторые эпизоды его произведений. Однако трудно согласиться с мнением, что «Боже! Чувствую приближение Твое!» является фильмом-открытием, рассказом о неизвестном Тарковском. Скорее всего, это фильм-исповедь, фильм-признание, определенный вариант пиетета перед Автором, для которого художественное и духовное были равнозначны.
(….)
Наверное, в нынешних обстоятельствах развития кинопроцесса естественно, что из всех видов искусства кино для нас важнейшим является документальное кино, поскольку там и найдешь то, что сегодня в особом дефиците – правда и человек.
Жюри документального конкурса в полном составе: Александр Семенюк (Россия), Наталья Маринова (Беларусь), Йован Маркович (Сербия), программный директор Мария Арех и актриса Татьяна Кирющенко-Хоружая.
Награды за фильм «Портной из Бруклина» принимают режиссер Евгений Серов и исполнитель заглавной роли Юрий Ваксман.
(Полная версия – в «НЭ» № 1, 2024).