КИНО БЕЗ ГРАНИЦ

Перед вами – рецензии на фильмы киностудии «Беларусьфильм», подготовленные китайскими студентами факультета журналистики Белорусского государственного университета. Выбор ими тех или иных кинолент не только отражает зрительские впечатления, но и дает представление об особенностях национального менталитета.

Ценность этих высказываний в том что, при очевидных различиях, нас объединяет отношение к базовым человеческим ценностям. Война, мир, любовь, милосердие, героизм и самопожертвование – то, что не может не волновать ни в жизни, ни в искусстве. Китайские студенты не только посмотрели белорусское кино: они его – увидели…

О ВОЙНЕ И МИРЕ. ИДИ И СМОТРИ

Сюе Сжэньин

«Брестская крепость»: военная эпопея с уважением к традициям

Фильм 2010 года уникален. Этот фильм уважает традиции советских военных фильмов. Он не использует легкомысленные режиссерские приемы или современные интерпретации, а фокусируется на показе реальности и жестокости войны.

«Брестская крепость» – пронзительный, сильный и глубоко эмоциональный фильм. Возможно, это одна из лучших художественных презентаций героической обороны крепости во время Второй мировой войны. Этот фильм показывает, как сделать серьезное произведение, которое можно было бы назвать «великим фильмом о великой войне».

Рукопашные бои, показанные в фильме, жестокость, отчаяние и в то же время дикая, инстинктивная настойчивость с обеих сторон вполне реальны. Показ военных сцен вполне правдоподобен, особенно сцен артиллерийского огня и бомбардировок.

В фильме нет лишних оппортунистических сюжетов: сотрудники НКВД сражаются и гибнут, как настоящие солдаты. Фильм демонстрирует минимум лозунгов и пафоса, искреннюю веру людей в победу и в то же время их отчаяние и страх. В этой катастрофе решается общая судьба людей и страны. Перед лицом войны никто не обвиняется и не обвиняет.

Превосходные реконструкции интерьеров и военных технологий делают фильм еще более аутентичным. Бытовые детали создают ощущение, будто мы, зрители, находимся там, в крепости.

Я была глубоко опечалена во время просмотра фильма, особенно когда танки катились по мертвым, а умирающие лошади инстинктивно пытались встать. В фильме много крови, грязи и натуралистических изображений, но режиссер избегает излишеств. К моему удивлению, именно судьба пограничного пса в фильме вызвала наибольшее эмоциональное воздействие, возможно больше, чем любая другая сцена. В целом это очень сильный, эмоциональный и незабываемый фильм, чрезвычайно уважающий лучшие традиции советского военного кино.

«Брестская крепость» существенно отличается от других фильмов военной тематики, особенно по сравнению с «Восхождением», тем, что в ней прямо и мощно показано, почему советская армия дошла до Берлина в 1945 году. И сюжет, и характеристики киногероев в фильме показывают эту разницу. Такой фильм позволяет зрителю лучше понять войну. «Брестская крепость» – фильм, которым можно гордиться. Это одновременно патриотический фильм и мощное художественное произведение. Отличные батальные сцены, выдающийся актерский состав и потрясающие реконструкции времени и среды делают этот фильм классикой для зрителей.

Ху Цзюнь

Сохранить человечность в нечеловеческих условиях геноцида

Фильм «Иди и смотри» основан на «Хатынской повести» Алеся Адамовича и документальных книгах Янки Брыля, Владимира Колесника и Алеся Адамовича. Режиссеру Элему Климову было 8 лет, когда началась война. Долгое время он чувствовал, что не выполнит свой долг художника, если не снимет такой фильм о войне, о людях на войне, о способностях людей сохранять человечность в условиях геноцида. Так, уже в 1975 году, закончив работу над фильмом «Агония», в основу которого легла придворная жизнь царя Николая II накануне Октябрьской революции, он приступил к созданию фильма о трагедии белорусской деревни Хатынь.

Название фильма «Иди и смотри» говорит о том, что его нужно смотреть не как простой зритель, а как соучастник, переживающий страшные события, происходящие на экране.

Начало фильма необычно: зрители слышат хриплый голос старого крестьянина, который кричит: «Что копаете? Ты что, играешь? Копай, копай, сукин сын! Не слушаешь свою мать – будешь слушать эту палку!». Этот фрагмент показывает, что старик предвидит беду, которая постигнет молодых героев фильма.

Жизнь партизан в лесу показана реалистично и ярко. Например, сборы перед боем, групповые фотографии на память, речь командира Косача – все это подано с должной долей интимности. Когда командир приказывает Флёре остаться в тылу и присоединиться к резервистам, Флёра кричит: «Я здесь, чтобы сражаться!». В этом крике – отзывчивое сердце Флёры, готового защищать свою страну.

…Сцена возвращения в дом Флёры уникальна и лаконична. В деревне удивительно тихо, вокруг ни души, и эта тишина предвещает беду. Когда Глаша и Флера входят в дом, звучит жужжание мух. Авторы фильма использует этот звук как засаду, предвестник ужасных кадров с трупами возле изб. В фильме не сразу сообщается зрителям о случившемся, возникает тревожная пауза.

Кинематографисты часто используют звуковые образы, чтобы отражать происходящее. К примеру, когда два главных героя пересекают болото и оказываются на песчаных дюнах острова, зрители слышат причитания людей, щебет птиц… Сразу же после этого на экране возникает обугленное тело старика – образ, вызывающий ужас и содрогание.

В фильме очень мало диалогов, а визуальные образы особенно выразительны. Запоминаются сцены, кадры. Вот Флёра схватился за веревку, привязанную к морде коровы, он думает о голодных людях на острове, пытается отвести корову к ним. В таких сценах авторы показывают нам, зрителям, благородную душу главного героя.

Одна из самых выразительных сцен фильма – сожжение деревни фашистами. Кинематографисты воспроизвели на экране реальную ситуацию в конкретной белорусской деревне. В этих жутких сценах исчезает иллюзия исторического киновремени, как будто трагедия происходит прямо на глазах. Режиссер не пытается напугать зрителей жестокостью войны, а показывает через эти сцены опустошение душ нацистов и попирание человечности звериной жестокостью геноцида.

Фильм не только показывает жестокость немецких захватчиков, но и разоблачает их коварство. В сцене сожжения по радио передают: «Германия – цивилизованная страна…», но на экране зрители видят, что немецкие солдаты сгоняли женщин и детей в амбар, как скот, эти палачи бросали детей обратно в окна амбара, эти фашисты кидали молодых женщин в машины к немецким солдатам, бандиты фотографировались на фоне акции ради забавы. Штайн, дирижер резни, слушает музыку, наблюдая за трагедией. Фашистский главарь заботится о своей обезьянке, и в его глазах невинные жители деревни – не более чем его игрушка.

В конце фильма Флёра не выдерживает и целится в фотографии старого, молодого, маленького Гитлера. Снимая эту метафорическую сцену, авторы показывают: после адских пыток Флёра всё же обладает тем зрением, что способно увидеть, что даже Гитлер был невиновен в юном возрасте.

Восхваление возвышенной человечности и гуманизма через жестокость войны – главная черта советских военных фильмов на этом этапе.

Полная версия – в «НЭ» № 7, 2024