КИНО. АКАДЕМИЯ

К 100-летию национального кинематографа и 80-летию со дня Освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

АНТОНИНА КАРПИЛОВА

Эхо Великой Отечественной в белорусском кино

В наши дни продолжается осмысление экранных образов крупнейшей войны ХХ века. С дистанции времени развитие этой темы видится в самых разных измерениях – хроникальном, эпическом, драматическом, лирическом, исповедальном. Военная тема охватила все виды и жанры кино, от игрового до документального, от новеллы до масштабного полотна. Экранный образ войны менялся вместе с историческим временем. Героико-романтическая интонация, приключенческие сюжеты сменялись символико-метафорическим стилем, масштабно-зрелищными формами. Особенность современного восприятия кинематографа – развлечение, форма релаксации (даже если это фильм ужасов). Мыслительная, рефлексивная работа снижена, «умные», по выражению Юрия Лотмана, слух и зрение отключены.

В таком контексте сотрудники отдела экранных искусств инициировали проведение круглого стола под выразительным названием «Эхо Великой Отечественной в белорусском кино (к 100-летию национального кинематографа)». Он прошел в мае в Центре исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси в рамках Недели культуры и искусств. Собрались ведущие киноведы, кинокритики, кинопедагоги страны, а также режиссеры, продюсеры, журналисты.

С приветственным словом обратился заместитель председателя Белорусского союза кинематографистов Сергей Гиргель. Он рассказал о структурных изменениях в Союзе, подробно остановился на направлениях сотрудничества с Союзом писателей Беларуси, с китайской киноиндустрией.

Антонина Карпилова, заведующая отделом экранных искусств Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Республики Беларусь, кандидат искусствоведения, представила краткий экскурс в историю развития темы Великой Отечественной в белорусском игровом, документальном и анимационном кино. Она особо отметила новейшие фильмы, в том числе «Время вернуться», премьера которого прошла недавно на экранах страны.

Режиссерскую рефлексию по поводу военной темы в кино предложил кинорежиссер, лауреат Специальной премии Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение» Александр Карпов, критически оценив нынешнюю деятельность кинематографистов, лишенную выраженного авторского начала. Пафос его выступления заключался в том, что технологизация экранного продукта постепенно вытесняет искусство. Он также подчеркнул значение образа Победы в кино о войне.

Жанрово-стилевые транформации в белорусских игровых сериалах о Великой Отечественной проследила кандидат искусствоведения Наталья Агафонова. Ее выступление дополнили размышления кандидата филологических наук Натальи Лысовой об историческом развитии белорусских телесериалов и этапном значении фильма «Руины стреляют…».

Детальный анализ произведения киноискусства, его пластической выразительности и семантической глубины осуществила доктор филологических наук Людмила Саенкова-Мельницкая путем сравнения фильма «Восхождение» Ларисы Шепитько и фрески «Поцелуй Иуды»Джотто.

Ольга Медведева, кандидат филологических наук, обратилась к опыту белорусского документального кино на примере телевизионных фильмов о Великой Отечественной войне. Воплощение военной прозы на белорусском экране проанализировала кандидат искусствоведения Марина Белоокая, подчеркнув особое значение произведений Виктора Козько и Василя Быкова, 100-летие которого отмечается в нынешнем июне. Остающуюся острой годами проблему сценарного мастерства в игровом кино осветила Наталья Стежко, кандидат искусствоведения. Современные подходы в осмыслении военной темы в кино были раскрыты в сообщениях кандидатов искусствоведения Олега Сильвановича, Елены Шаройко, Алексея Безуглого.

Темпераментное выступление Игоря Авдеева, сооснователя и многолетнего директора Музея истории белорусского кино о проблемах формирования архивного фонда музея вызвало горячий отклик аудитории. Речь шла о документах, аудиовизуальных материалах, программах и мероприятиях для зрительской аудитории.

Особый интерес вызвал «голос молодых», который был представлен в лице Митрия Логвиненко, студента первого курса специальности «кинотеледраматургия» кафедры кино и телевидения Белорусской государственной академии искусств. О чем же рассуждает нынешняя молодежь? О своем восприятии и интерпретации одного из выдающихся белорусских фильмов о войне «Свидетель» Валерия Рыбарева.

Необычный ракурс предложила кандидат искусствоведения Евгения Голикова-Пошка, рассказав о роли социальной рекламы в сохранении исторической памяти о Великой Отечественной. Направление разрастающейся аудиовизуальной коммуникации в глобальном пространстве интернета продолжил кандидат искусствоведения Александр Мантуш, раскрыв особенности белорусского творческого контента. Запечатленные в искусстве художественной фотографии образы войны представил Александр Морунов.

Круглый стол не был, к счастью, формальным собранием докладчиков. Все – и выступающие, и слушатели – задавали уточняющие вопросы, возражали, комментировали, создавая атмосферу профессиональной полемики. Примечательно, что пришли известные деятели нашего кино – легендарный директор кинофестиваля «Лістапад» Валентина Степанова, документалисты Ирина Демьянова и Оксана Эйхарт. В зале приятно было видеть студентов и магистрантов Академии искусств. Горящие глаза и живые лица будущих драматургов и режиссеров – студентов факультета экранных искусств – вдохновили мастеров и корифеев, практиков и исследователей, наставников и учеников.

Кинематографическая среда продолжает существовать, несмотря на непростые для нашего кино времена. Особую значимость приобретает диалог поколений и творчество молодых. Собственно, им и адресована эмоциональная и интеллектуальная энергетика круглого стола. Эта встреча – своеобразная репетиция в преддверии праздничных мероприятий по поводу 100-летия белорусского кино.

Научная элита белорусского кино. В центре внимания профессионалов-кинокритиков и киноведов – проблемы национального киноискусства.