К 100-ЛЕТИЮ БЕЛОРУССКОГО КИНО

…Знаете ли вы, что 1 апреля считается днем, когда был придуман знак $? И что это – Международный День птиц? Наверняка, кто-то об этом читал или слышал. Но большинство из нас точно знает: 1 апреля – День смеха! И мы, в честь этого доброго праздника решили вспомнить про…

Юмор в ГОРОДЕ МАСТЕРОВ

Смех, как известно, дело серьезное, а комедия – самый трудный жанр. Специалистов в этой области настолько мало, что и комедии (особенно удачные) – настоящая редкость. И, заметьте, не только в отечественном кино: в мировом кинематографе настоящих комедиографов – раз, два и обчелся. И поэтому факт, что именно народная комедия Игоря Добролюбова «Белые Росы» (по сценарию Алексея Дударева) является «визитной карточкой» Национальной киностудии «Беларусьфильм», – реальный повод для гордости.

…Парадокс: чем сложнее времена, тем больше людям хочется смеяться. «Человечество, смеясь, расстается со своим прошлым», – так, кажется, писал когда-то Карл Маркс. Недаром многие советские комедии, датированные драматическим периодом до и после Великой Отечественной войны, пережили свое время, да и в наши дни еще вполне конкурентоспособны. Они «победили» вместе со страной и народом, а может быть, хоть немного, но приблизили Великую Победу…

Казалось бы, самый короткий путь к сердцу зрителя может проложить именно комедийный фильм. Соблазн снять «смешное» кино настолько велик, что отважные – и, несомненно, талантливые! – режиссеры вновь и вновь бросаются на комедийные «амбразуры» и «баррикады». Однако они сдаются далеко не каждому. И мастерство, и одаренность, и даже личное чувство юмора не при чем. В чем разгадка этого парадокса? Одна из тайн, одно из чудес кинематографа…

Белорусский юмор, как часть национального менталитета, – особенный. Спокойные и рассудительные, белорусы чаще «извлекают» юмор из ситуаций, чем переходят на личности. Поэтому в наших комедиях практически нет «гэгов», никто, как правило, не поскальзывается на кожуре, и торты в лицо не прилетают. И в этом есть особое благородство, если хотите. На наших комедиях зрители, возможно, не «умрут от смеха», но настроение у них улучшится обязательно.

Белорусский кинематограф не раз обращался к жанру комедии, чаще всего – к экранизации литературных произведений. Потенциальная сценарная основа для этого достаточно богатая и разнообразная: и в классической, и в современной литературе немало удачных комических произведений, на сценах наших театров с успехом идут комедийные и сатирические пьесы К. Крапивы, А. Макаенка и Н. Матуковского. Вот по этому, проторенному театром, пути и прошли многие наши кинорежиссеры, особенно – в начале биографии белорусского кино. Но, как ни странно, успешные спектакли не всегда становились столь же успешными картинами. Даже если речь шла о классике. Впрочем, случалось и наоборот: незатейливые, почти анекдотические истории порой имели долгую и счастливую экранную судьбу.

Какие фильмы приходят на память, когда мы говорим о первых белорусских комедиях? «Девушка спешит на свидание», «Искатели счастья», легкие и изящные «чеховские» миниатюры («Маска», «Медведь», «Налим»), наполненная музыкой «Моя любовь», вечно молодая «Павлинка», «Хто смяецца апошнiм», «Наши соседи», «Рогатый бастион»… Далеко не все эти ленты можно причислить к творческим удачам их создателей: есть среди них как шедевры, так и достаточно проходные ленты. Но у каждой был свой зритель. И, конечно, каждая из них стала определенной ступенькой на пути становления белорусского кинематографа.

Важное уточнение. Независимо от того, какому жанру отдают предпочтение кинематографисты, в большинстве своем, это люди с хорошим чувством юмора – по определению, как говорится. В кино без чувства юмора делать нечего: количество нештатных ситуаций на пути от замысла до экрана порой зашкаливает. Как выходить из кризиса? Вариантов можно перечислить немало, но смех, как универсальное средство решения творческих проблем, еще никто не отменял.

Поэтому кинематографических баек, связанных непосредственно с кинопроцессом, великое множество – гораздо больше, чем, собственно, комедий. История нашего кино помнит имена «великих рассказчиков», среди которых люди самых разных кинопрофессий – от актеров до серьезных кинокритиков. В любом интервью, взятом у кинематографиста, обязательно найдется место шутке или интересной истории, как правило, со съемочной площадки. Там, где часто бывает «не до смеха», смех как раз и звучит, порой – в самый неподходящий момент. (….)

Комедия – бессмертна! Все новые и новые поколения кинематографистов, входящие в профессию, пытаются освоить это жанр. Смеясь, мы приветствуем свое будущее.

Полная версия – в «НЭ» № 4, 2024.