«Все начинается с любви…» – эта стихотворная сентенция, как никакая другая, подходит к кинематографу. И не только потому, что история кино не знает ни одного сюжета, в котором обошлось бы без любви, в любом ее проявлении. Просто в другом деле вполне можно обойтись профессионализмом, усердием, трудолюбием, порядочностью… В кино все это тоже необходимо, но отнюдь не достаточно. Здесь работают только те, кто любит кино по-настоящему. Других, случайных, жизнь из кинематографа как-то вытесняет, рано или поздно.
Все в кино начинается с любви, и без любви существовать не может. Недаром говорят: «мой любимый фильм», или – «любимый актер», «любимый режиссер»… В любой другой области человеческой деятельности формулировка «любимый» вряд ли применима так широко, а в кино – сплошь и рядом!
А ведь режиссеры и актеры, сценаристы и операторы тоже кого-то любят, и все это каким-то невероятным образом отражается на их фильмах. И, хоть много чудес в кинематографе, вот это никакого удивления не вызывает, не правда ли?.. Чем, как не любовью, можно еще объяснить успех фильмов, на которых работали влюбленные? Таких примеров множество…
Мы далеки от желания пересказывать перипетии личной жизни людей, чьи имена уже стали историей белорусского кино, его гордостью и славой. Мы лишь хотим вспомнить о тех, кто шел по жизни рука об руку, создавая кино, до сих хранящее отсвет их большого чувства…
Любовь В ГОРОДЕ МАСТЕРОВ
Долгую жизнь в кинематографе прожили кинорежиссер народный артист СССР Владимир Корш-Саблин и его супруга, Надежда Бриллиантщикова, которая до этого брака была женой и музой Михаила Зощенко. Надежда работала на картинах мужа в качестве второго режиссера, иногда – монтажера. Вместе они работали на фильмах «Искатели счастья» (1936), «Моя любовь» (1940), «Новый дом» (1947), «Хто смяецца апошнiм» (1954), «Посеяли девушки лен» (1956), «Красные листья» (1958), «Москва – Генуя» (1964)… Те, кто знал Бриллиантщикову лично, утверждали, что она была необыкновенно яркой, остроумной, обаятельной и – властной. О таких говорят: «в ней много жизни». Как будто судьба назначила этой женщине, в помощь таланту мужа-режиссера, внести в его жизнь и картины эту мощную витальность, о которой говорили все.
Да, порой любовь не «выскакивает из-за угла», как писал классик. Иногда она просто возникает… в съемочном процессе. Кинорежиссер Владимир Бычков встретил любовь всей своей жизни Вету (Веру) Коляденко в монтажной фильма «Внимание! В городе волшебник!» (1963). Эта картина не считается большой удачей режиссера: необыкновенной удачей была встреча с будущей женой. Впереди у них было много фильмов, на которых рядом с мужем была Вера Ивановна. И главный шедевр Бычкова, поражающий и сегодня смелостью, легкостью, особой красотой, которая, как выяснилось, не подвластна времени – легендарный «Город мастеров» (1965)… Впереди была непростая жизнь, отданная кино и согретая любовью и верностью.
Брак кинорежиссера Виктора Турова, народного артиста СССР, и актрисы Светланы Туровой не стал единственным в их жизни. Но фильмы «Я родом из детства» (1966) и «Война под крышами» (1967), соединившие их имена в титрах, навсегда остались одними из лучших в творческой биографии классика белорусского кинематографа и его прекрасной музы… Сегодня дочь Виктора Тимофеевича и Светланы Петровны, кинорежиссер Елена Турова снимает полнометражный анимационный фильм «Песня Сирин». Его премьера приурочена к 100-летию белорусского кино.
Абсолютно исключительной по красоте и достоинству отношений видится долгая совместная жизнь народных артистов Николая Еременко и Галины Орловой. Он был народным артистом СССР, кумиром миллионов. Она – народной артисткой Беларуси, хорошей актрисой, прекрасной женой и матерью еще одного народного артиста – Николая Еременко-младшего. Младший звание получил в России, где жил и работал всю свою творческую жизнь. Но никогда Николай Николаевич не терял связи с родиной и, конечно, с семьей, сердцем которой была мать. Галина Александровна, талантливая и глубокая актриса, никогда не стремилась выйти на первый план. Но ее вклад в отечественное искусство неоспорим: прочной основой для столь плодотворного творчества мужа и сына было поистине ангельское присутствие Галины Александровны в их жизни. Сын, Николай, успел воплотить свою давнюю мечту: снялся вместе с отцом в фильме, который сам и поставил (совместно с М. Касымовой) – «Сын за отца» (1993). Своеобразным символическим кинопамятником замечательной семье Еременко стал фильм народного артиста Беларуси кинорежиссера Александра Ефремова «Дунечка», в котором актерская семья буквально списана с них…
(……)
Все начинается с любви. И ею продолжается.
…Иначе бы не было кино!
Полная версия – в «НЭ» № 3,2024.