К 100-ЛЕТИЮ БЕЛОРУССКОГО КИНО

МИССИЯ ДОБРА

Вот уже два года агентство Россотрудничество, главная задача которого – усиление гуманитарного влияния России в мире, реализует, в числе других, международный гуманитарный проект «Миссия Добро». Генеральный секретарь Белорусского Красного Креста Дмитрий Шевцов и руководитель Русского дома в Минске Юрий Макушин подписали 26 июня текущего года Меморандум о сотрудничестве в рамках Международной волонтерской программы «Миссия Добро» под девизом «Взращиваем добро в сердцах!» и организовали «Клуб друзей России», информационная платформа которого заработает с 1 августа 2023 г.

Волонтеры программы «Миссия Добро» с 6 июля уже работают в Гродненской областной организации Белорусского Красного Креста, делятся опытом развивающей и коррекционной работы с детьми-инвалидами, проводят тематические мастер-классы. А 7 июля, в «Русском доме», состоялось мероприятие, на котором побывал колумнист SPUTNIK Евгений Огурцов-Кржижановский и которое оценить иначе, как миссия добра в чистом виде, просто нельзя. Россотрудничество взяло на себя роль спонсора и организатора Вечера памяти заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь, известного кинооператора и режиссера Юрия Марухина.

ВОЛОНТЕРСКОЕ БРАТСТВО

Ценно то, что инициатива пришла, как говорят, снизу: волонтеры-кинематографисты, друзья Юрия Марухина посчитали важным отметить 85-ю годовщину со дня рождения человека, посвятившего свою жизнь становлению и развитию белорусского кино, столетие которого мы будем отмечать в будущем году. Им помогли Международный фонд социальной и экономической поддержки деятелей культуры и искусств под председательством народного артиста Беларуси Владимира Гостюхина, а также Институт искусствоведения, этнографии и фольклора им. К. Крапивы НАН РБ. Душой этой группы неравнодушных людей стала Валентина Алексеевна Степанова, на протяжении многих лет возглавлявшая дирекцию ММКФ «Лістапад», а ныне активно участвующая в подготовке к празднованию 100-летия белорусского кино в качестве волонтера.

7 июля особняк по улице Революционная, 15А города Минска стал настоящим центром белорусского культурного бомонда: Вечер памяти Ю. А. Марухина собрал народных артистов, лауреатов Госпремий, заслуженных деятелей искусств, народных художников, докторов и кандидатов наук, ковалеров орденов, писателей, журналистов, музыкантов, а также представителей иных творческих профессий.

И ЭТО ВСЁ О НЁМ…

Открыла этот своеобразный симпозиум кандидат искусствоведения Антонина Карпилова, анонсировав подобные мероприятия как научно-просветительский цикл, посвященный 100-летнему юбилею белорусского кино. То, что начали этот «венок сонетов» с Юрия Марухина, по словам киноведа, совсем не случайно. «Яркая, пассионарная личность, что отразилось в его операторских и режиссерских работах»,—так высказалась об ушедшем мастере Антонина Карпилова. – «Это яркий художник, который оставил стремительный и неповторимый след в белорусском кино».

Юрий Макушин, как руководитель представительства Россотрудничества в Республике Беларусь, выразил надежду на то, что встречи творческой интеллигенции двух стран станут постоянными: «Мы надеемся, что белорусский кинематограф, наследуя таким ярким личностям, как Юрий Марухин, будет укреплять единение братских народов, нести свою «миссию добра», – выразил свое пожелание директор «Русского дома».

Искренние, душевные выступления присутствующих буквально согревали своей теплотой атмосферу вечера. Иван Якимович Миско, народный художник Беларуси, рассказал, как он дружил с Марухиным, когда они были молодыми, как любили жареную картошку, рыбалку, но главное, как любили ставший родным Минск и творчество. «Мне было интересно с ним общаться. Он много знал и умел. Научил меня работе с фотоаппаратом. Мы не могли спокойно жить: мир вокруг нас шумел и бурлил, и мы вместе с ним шумели и бурлили. Юра оставил после себя хороший след. Дай нам Бог всем оставлять после себя хорошие следы», – сказал в заключение знаменитый белорусский скульптор.

Татьяна Мархель, народная артистка Беларуси, исполнила одну из знаковых ролей в режиссерском дебюте Юрия Марухина «Радуница». Она рассказала о творческой поездке с фильмом на Алтай, и как публика, среди которой было много белорусов, запела «Вы шуміце, шуміце нада мною, бярозы…». «Сегодня я тоже спою ему белорусскую песню. Он жил здесь. Он стал своим. Фильм «Радуница» это подтверждает: его мог снять только белорус», – сказала известная актриса.

Выступил на вечере Юрий Елхов, кинооператор, режиссер, последняя крупная работа которого – историческая драма «Анастасия Слуцкая». Как и Марухин, будучи блестящим оператором, Юрий Александрович пришел в режиссуру. Про своего коллегу он сказал так: «Конечно, мы были конкурентами. В режиссуру пошел потому, что работал на площадке с настоящими мастерами и, по сути, закончил «высшие режиссерские курсы» сразу у нескольких великих мастеров, включая Валерия Рубинчика, Леонида Нечаева и Бориса Луценко. Марухин был принципиальным человеком и мог пойти на резкие отношения, если считал, что кто-то поступил непорядочно. То время было расцветом белорусского кино. Ныне в кино упадок, и людей типа Юры Марухина, увы, не видно…».

(…..)

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Потом были разговоры, обмен телефонами, зарождение проектов и обсуждение планов. Юрий Макушин пообещал, что двери «Русского дома» отныне открыты для белорусских кинематографистов, а Россотрудничество подключится к программе по празднованию 100-летия белорусского кино. Вот и не верь после этого истине, что «как корабль назовешь, так он и поплывет!». Взращивать добро в сердцах – христианский, высокодуховный, гуманистический постулат волонтерского движения «Миссия Добро», которое сегодня коснулось и гордости, и славы, и проблем белорусского кино.

НАША СПРАВКА:

МАРУХИН Юрий Александрович родился 13 июля 1938 года. Скончался 20 декабря 2001 года. После окончания ВГИКа (с 1961 года) работал на киностудии «Беларусьфильм».

Избранная фильмография:

«Маленькие мечтатели», «Последний хлеб», «Любимая», «Восточный коридор», «Черное солнце», «Могила льва», «Время выбрало нас», «Затишье», «Сад», «Точка отсчета», «Половодье», «Три женщины и мужчина» (оператор-постановщик художественных фильмов); «Радуница», «Человек, который брал интервью», «Мать урагана», «Уик-энд с убийцей» (режиссер игрового кино); «Солнце над городом», «Минск», «Солдатки», «Адам и Марыля», «Осень земледельца» (режиссер документального кино).

Полная версия – в «НЭ» № 7, 2023.