ЭКСКУРСИОННЫЙ ТУР ВЫХОДНОГО ДНЯ НА ЮГ БЕЛАРУСИ

Трудовой коллектив Дома печати в минувшие выходные отправился в путешествие по просторам Восточного Полесья, где увидел самые ценные из многочисленных сокровищ культурного наследия этого самобытного региона Беларуси. Побывали в старинном Гомеле, осмотрели многочисленные памятники его истории и современности, узнали имена людей, прославивших эти земли, а также посетили удивительный город Ветку, где по сей день сохранились традиции старообрядцев, воплощенные в невероятно тонком и красочном искусстве представителей этого уникального феномена христианской цивилизации.

А теперь подробнее. Тур выходного дня начался с экскурсии «Наследие Ветковской земли», где рассказали о самобытной культуре Ветковского региона Беларуси. Корни истории этих мест уходят глубоко в языческие времена. Когда-то в этом регионе проходила граница древних княжеств, где постоянно встречались западная и восточная славянские культуры. Здесь же в XVII веке обосновалісь старообрядцы. Экскурсія прошла по местам, связанным с жизнью, культурой, обычаями и традициями старообрядцев. Месточко Ветка – бывший крупнейший центр посадского старообрядчества на белорусских землях. Посещение уникального музея, который представляет древнюю старообрядческую культуру, не оставила никого равнодушным. Ветка была центром притяжения для носителей старообрядческой духовной и художественной культуры в XVII-XVIII вв.

Далее Гомель – второй по численности населения город Беларуси, с потрясающей атмосферой умиротворенного спокойствия. Архитектура города заслуживает особого внимания: это здания, построенные в особой традиции деревянного зодчества, довоенная постройка авторства архитектора Станислава Шабуневского, пряничные домики улицы Советской и самый старый сохранившийся старообрядческий храм в Беларуси – Ильинская церковь XVIII в. На берегу реки Сож, по которой в тёплое время года ходят теплоходы, в центре города располагается величественный дворцово-парковый ансамбль Румянцевых-Паскевичей, где с удовольствием проводят время жители города и туристы. Дворцово-парковый ансамбль Румянцевых-Паскевичей – выдающейся памятник архитектуры классицизма XVIII-XIX веков, где сегодня создан музейный комплекс, в фондах которого хранятся богатейшие коллекции предметов истории и искусства, собранные не одним поколением этих дворянских семей. В ходе экскурсии группа туристов Дома печати осмотрела часовню-усыпальницу, Петропавловский собор и сам парк, после чего направилась на прогулку на теплоходе по реке Сож. Также в Гомеле много красивейших фонтанов, находятся три театра, цирк, музеи.

Второй день тура выходного дня начался с посещения мемориального комплекса «Красный берег», где сотрудники предприятия почтили минутой молчания память детей-жертв фашизма в годы Великой Отечественной войны и возложили цветы к бронзовой фигуре девочки-подростка, которая встречает посетителей комплекса. Сам мемориальный комплекс «Красный Берег» состоит из двух частей. На первом плане – бронзовая фигура девочки-подростка. Поднятыми над головой тонкими руками, она как будто защищается от всех ужасов войны. На лице боль, беззащитность и беспомощность. Скульптуру характеризует своеобразная, динамичная пластика, ее ломаный силуэт передает внутреннее напряжение. За спиной девочки – пустой учебный класс. Ровные шеренги белых парт (три ряда по пять парт), на черной школьной доске полностью воспроизведено письмо отцу Кати Сусаниной, которая стала прообразом скульптуры девочки. Вторая часть композиции называется «Площадь солнца». Центральный образ – белый парус бумажного кораблика, на котором воспроизведены имена детей. Парусник в окружении детских рисунков, изображенных в виде витражей в белых рамах. В основу витражей положены настоящие рисунки детей, сделанные после войны в детской изостудии Сергея Каткова. Их предоставила и обработала его дочь – художница Светлана Каткова. В белых рамах расположены также увеличенные почти до монументальных размеров фигурки, вылепленные из пластилина детьми Краснобережского детского дома. Скульптор М. Петруль перевоплотил пластилиновые фигурки в монументальные произведения. Мемориал разделен лучами-аллеями, выложенными разноцветными плитками. Каждая деталь комплекса аллегорическая и символична. Парты, витражи для рисунков выполнены из белого бетона. Комплекс расположен среди огромного яблоневого сада, вокруг высажены молодые деревца.

В основу мемориала положены события 1944года. Этот памятник скорби посвящен детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны, не имеет аналогов и получил название «Детская Хатынь». Автором является заслуженный архитектор республики Беларусь, лауреат Ленинской премии Леонид Левин. Потрясает сама история, положенная в основу композиции, и то, как это выражено творчески. Первое, на что обращаешь внимание приближаясь к мемориалу – бронзовая фигурка девочки-подростка, тонкой как тростинка, с руками-веточками. Прообразом ее послужила 15-летняя школьница, уроженка этих мест Катя Сусанина, угнанная на работы в Германию в годы Великой Отечественной войны и не вынесшая рабского труда и издевательств. Однако письму девочки отцу-красноармейцу суждено было вырваться на волю. И сегодня оно служит документальным свидетельством того отчаяния и ужаса, который пережила Катя и ее сверстники, ставшие жертвами войны. В мемориальном комплексе письмо девочки полностью воспроизведено на черной школьной доске в метафорическом «мертвом классе» с пятнадцатью партами. За ними могли бы сидеть, но так и не сели мальчики и девочки в возрасте от 8 до 14 лет, насильно отобранные от своих матерей из Жлобинского, Рогачевского, Добрушского районов и свезенные на сборный пункт учхоза на территории Красного Берега. После обследования детишек увозили в Германию в качестве доноров для раненых солдат вермахта. Как свидетельствуют документы, всего со сборного пункта было вывезено 1990 ребят. Установлены фамилии 15 детей из Краснобережского сельсовета. Они воспроизведены на белом паруснике, символизирующем детские грезы и мечтания, во второй части скульптурной композиции под названием «Площадь солнца». Парусник расположен в окружении витражей с детскими рисунками, выполненными сразу после войны. Мемориал особенно впечатляет с высоты птичьего полета, откуда видна вся панорама, лучи-аллеи, выложенные из плитки разного цвета.

Далее посещение усадьбы генерала-лейтенанта Гатовского, архитектура которой удивительным образом сочетает в себе черты неоренессанса и неоготики. Многочисленные мансардные крыши, остроугольные шипцы, слуховые окна, эркеры и башенки делают ее особенно нарядной и приятной глазу. Кроме этого на территории дворца сохранились некоторые хозяйственные постройки, в частности бровар. Осмотр дворцового комплекса, а также прогулки по небольшому уютному скверу – памятнику садово-паркового искусства XIX века, примыкающему к усадьбе с северной стороны впечатлил туристов из Дома печати.

Конечным пунктом в насыщенном туре выходного дня стало посещение прекрасно сохранившегося дворцово-паркового комплекса Булгаков. В начале XIX века владельцем этих земель стал род Булгак. Поместье было отписано по наследству Игнату-Казимиру Булгаку, первому владельцу. Строительство дворца он начал в 1823 году, мечтавший при жизни увидеть финальный его вариант, однако умер раньше этого момента. Был дважды женаты и имел 9 детей, среди них был и наследник – младший сын Эдгар. Эдгар не был женат и не имел наследников, отдавал предпочтение отдыху и в 1914 году уезжавши в Западную Европу продает поместье своему племяннику Эммануилу. Эммануил прожил здесь всего три месяца, Первая мировая война и революция вынудила его иммигрировать на Запад вслед за Эдгаром. Сам дворец выдержан в стиле классицизма. Интерьер многих помещений первого этажа отличается богатством декоративного оформления и тщательностью отделки. Многие детали сделаны из дерева, стены некоторых залов имеют оригинальные лепные оргаментированные полихромные украшения. Кроме того, приятно было погулять по обширному парку, взглянуть на оригинальные хозяйственные постройки, полюбоваться живописными прудами, которые образует протекающая через парк река Добосна.

Трудовой коллектив Дома печати выражает благодарность руководству и профсоюзному комитету предприятия за организацию туристической поездки, непередаваемые эмоции, яркие запоминающиеся кадры на память, раскрытие туристического потенциала страны и прекрасное времяпрепровождение с коллегами. С большим нетерпеньем ждет новых путешествий по нашей синеокой!