Белорусскому кинематографу – 100 лет. Век – впечатляющая дата, истинное величие которой трудно осознать и принять полностью. Где вековой – там… патриархальный, архаичный, «забронзовевший». А все это – точно не про кино! Искусство, само название которого происходит от «движения», по определению, во всех смыслах не стоящее на месте, не позволяет ассоциировать его с чем-то вековым.
Столетие (относительно истории других видов искусства) – небольшой период существования. Так что кино, появившееся позже других, но ставшее одним из столпов всемирной культуры, по-прежнему не только «важнейшее», но и самое молодое искусство. Может ветшать и рассыпаться в пыль пленка, приходить в негодность другие носители, стареть актеры, умирать режиссеры… Но, как феникс из пепла, кино возрождается вновь и вновь – в новом качестве, с новыми лицами, новыми сюжетами и новыми смыслами, наконец.
Белорусский кинематограф, ведущий свою биографию от исторического постановления о создании треста «Белгоскино», младше мирового. Четверть века понадобилось на то, чтобы изобретение братьев Люмьер окончательно прижилось на нашей земле и стало своим, родным. Речь, разумеется, не о первых наших кинотеатрах, в которых уже с большим коммерческим успехом «крутили» не только «Прибытие поезда» и «Политого поливальщика», но и местную хронику. По-настоящему белорусским кино стало, когда появились белорусские кинорежиссеры и фильмы, снятые о Беларуси и ее людях.
Национальная киностудия «Беларусьфильм» также в нынешнем году отмечает свой юбилей. Студия была и остается сердцем национального кинематографа. Именно здесь были созданы фильмы, ставшие гордостью отечественной культуры, ее классикой, и ленты, снискавшие славу белорусскому кинематографу за пределами нашей страны. Киностудию долгое время называли «Партизанфильм»: тематику фильмов чаще всего диктует история и требования времени. Но нельзя забывать, что кроме игрового кино у нас есть прекрасная анимация и достойная документалистика. Так что больше, чем «Партизанфильм», нашей студии подходит еще одно ее негласное название – «Город мастеров».
Оно, с легкой руки журналистов, прижилось после выхода на экраны замечательного фильма-сказки кинорежиссера Владимира Бычкова «Город мастеров». В этом фильме – вот было гениальное предвидение, буквально эскиз судьбы! – в эпизодических ролях мастеров и подмастерьев снялись те, кого позже назовут основоположниками, классиками, учителями. Большинство кинематографистов, зашедших в съемочный павильон «Города мастеров» буквально «по дружбе», изображали ткачей, горшечников и кузнецов – работали в массовке. А режиссеры Владимир Бычков и Виктор Туров, кинооператор Александр Княжинский, художник Александр Бойм попали на крупный план – образовали живописную группу с пивными кружками в руках… Теперь этот уникальный кадр стал достоянием истории, своего рода раритетом.
…И все-таки, несмотря на вековой юбилей, не хочется панегириков. О живом, вечно молодом, находящемся в непрерывном движении, всем интересующемся и всем интересном искусстве хочется говорить так, как говорят с друзьями в их день рождения: искренне, с любовью и уважением.
Юбилейную летопись на страницах нашего журнала мы так и назвали – «Город мастеров». Мы пройдемся по улицам этого города, расскажем интересные истории, которые в нем случились, послушаем песни, которые в нем звучали… Вспомним его «архитекторов» и «строителей» – замечательных граждан Города мастеров. Мы будем вновь перелистывать самые яркие страницы этой летописи – «кадры» истории белорусского кино, которые, как теперь можно сказать с полным правом, остались в ВЕЧНОСТИ.