АПЛОДИИСМЕНТЫ!

ЮЛИЯ ЛЕШКО

«Информационными поводами» для нашей встречи с заслуженным артистом Республики Беларусь, лауреатом Специальной премии Президента Республики Беларусь Александром Кашперовым могли бы стать сразу три события: первый юбилей спектакля «Смешанные чувства», участие Александра Борисовича в документальном фильме Константина Трусова «Пауза», и «некруглый» день рождения артиста, который состоялся в июне. Но, положа руку на сердце, разве нужно искать особый повод, чтобы лишний раз встретиться и поговорить с хорошим человеком и прекрасным актером? Обменяться мнениями, поделиться «смешанными чувствами». И жить дальше…

АЛЕКСАНДР КАШПЕРОВ. СМЕШАННЫЕ ЧУВСТВА

Заслуженный артист Республики Беларусь Александр Кашперов, один из корифеев столичного Театра-студии киноактера, безусловный любимец публики – очень необычный человек. И дело не в его необыкновенной профессии и даже не в универсальном актерском амплуа, которое позволяет Александру Борисовичу успешно воплощать на сцене и на экране едва ли не весь спектр человеческих типов и характеров. Посмею утверждать: возможно, Александр Борисович как человек даже интереснее, чем актер. Начиная с родословной, с унаследованного от родителей генетического «культурного кода», продолжая непростым характером, заканчивая невероятным обаянием и тем, что принято называть «харизмой».

Актер Кашперов настолько известный и замечательный, что тут даже комментарии излишни. Но, кажется, «хулу и похвалу» он давным-давно приемлет достаточно равнодушно, хотя на лаврах не почивает и регулярно дает повод для все новых и новых комплиментов. Я даже не очень уверена, что и это эссе он станет читать…

Мы знакомы очень давно. И не раз наш журнал писал об Александре Борисовиче, который до недавнего времени часто снимался в кино и никогда не выпадал из театрального процесса. Но, оказывается, есть кое-что, что почему-то осталось «за кадром» наших встреч и разговоров.

Общая знакомая как-то упомянула о родителях Александра Борисовича. И для меня, прекрасно знающей, что Кашперов – завсегдатай филармонии, тонкий ценитель классики, стал открытием следующий факт. Мать Александра Борисовича была профессиональным музыкантом, преподавателем консерватории, пианисткой. Ее карьере помешал драматический случай в трамвае, когда на ее студентку чуть не упала отвалившаяся фрамуга окна. Мама Александра Борисовича вовремя среагировала, удержала эту тяжелую и опасную, как гильотина, штуковину. Ученицу спасла, но травмировала свои музыкальные пальцы…

Отец актера также имел самое непосредственное отношение к музыке – он был известным артистом Театра музкомедии и популярным ведущим музыкальных вечеров.

Узнала обо всем этом, и как будто «паззл» сложился: поняла, откуда у Александра Борисовича его врожденная внутренняя культура, широта души и, конечно, его богатый, гибкий, не подверженный влиянию времени голос.

– Какую музыку Вы можете назвать музыкой своей души?

– Генделя. Моцарта – все концерты. Бетховена. Я хожу в филармонию, и дома музыка никогда не выключается, звучит фоном.

…Он ведь и сам музыкант, только играет на струнах зрительских душ…

Я видела Александра Кашперова в разных образах, в разных ипостасях и перевоплощениях, но все эти актерские метаморфозы в который раз убедили меня в том, в чем я уверена была всегда. Чтобы актер состоялся, он должен быть, в первую очередь, интересной личностью. Подлинный актерский талант, может быть, заключается именно в способности свои личные качества «сверить» с героем. А если сверяться не с чем?.. Талант – не имитация, а интерпретация. По крайней мере, в случае с Кашперовым.

…В дипломной работе выпускника БГАИ Константина Трусова «Пауза», посвященном 60-летию Белорусского союза кинематографистов, приняли участие многие мэтры, ветераны кинематографа. В том числе – заслуженный артист Республики Беларусь Александр Кашперов. В этом неровном, неоднозначном фильме молодой режиссер сделал попытку максимально отойти от юбилейной тематики, и круглая дата, которую отметил творческий союз, стала лишь поводом для воспоминаний и размышлений кинематографистов. Каждый говорил о том, о чем считал нужным сказать с экрана. И Александр Борисович, в унисон общей минорной тональности «Паузы», был печален и непараден, если можно так сказать. Он как будто напрочь забыл, что он актер. С горечью констатировал, что степень ответственности кинематографистов за снятый фильм понижена. И это примета нынешнего времени, раньше такого не было. Говорил раздумчиво и горько, абсолютно искренне. Говорил о том, как важен для него кинематограф – так же, как и театр. Это его дом, его сердце. И это сердце болит…

То же самое, но другими словами сказал и художественный руководитель родного для Кашперова Театра-студии киноактера народный артист Беларуси Александр Ефремов: «В кинематографе нашем – пауза…»

(…..)

Настоящим событием, одним из «гвоздей» репертуара в свое время стала постановка Александра Ефремова «Смешанные чувства». Спектаклю исполняется 5 лет со дня премьеры, но зрительский интерес к спектаклю не иссякает. Поплакать, посмеяться, испытать катарсис, очистить душу – вот за чем зрители идут на «Смешанные чувства». Этот спектакль однажды тоже назовут классикой.

За пять лет существования в этой роли Александр Борисович сам пережил многое, что добавило «зарубок на сердце», что сделало его мудрее, добрее. И, наверное, даже красивее.

«…Должно же быть что-то хорошее. Хотя бы в театре…»

Александр Борисович произносит это и ненадолго задумывается. А потом как будто возвращается из своих мыслей:

– Молодежь в театр хорошая пришла. Девчонки Замечательные: Даша Карпеченкова, Таня Федорова, Ира Мороз, Виолетта Кривонос… Они мне как дети.

И тут же приглашает:

– В сентябре приходите на наш «квартирник», «Вот такое кино» называется. Хороший у нас концерт, под художественным руководством Артема Давидовича. Мы там с Володей Грицевским с молодежью поем хорошие песни в домашней обстановке. Своя компания…

Рассказал, как на День белорусского кино спели четыре песни, а зрители потом говорили: «Вы взорвали зал!» Между тем песни Кашперов поет как бы лирические («А я говорю: весна, говорю…»), как бы шуточные («А на кладбище все спокойненько…»), как бы философские («Вот они условия, вот она среда…», «Губит людей не пиво») плюс «акапельный» романс «Я встретил вас. И – все».

Я пообещала, что в сентябре обязательно придем на «квартирник». Всей редакцией – послушать, как Кашперов поет акапелла…

P.S. А вечером Александр Борисович прислал мне на вайбер несколько ссылок. Оперная дива Леа Десандр поет арию «Laskia la spina» из оратории Генделя; на сцене английского шоу талантов поет темнокожий мальчик Саймон Ковелл с голосом ангела и Шинейд О’Коннор из девяностых напоминает о юности песней «Никто не сравнится с тобой». Теперь я знаю, как звучит музыка его души – хотя бы несколько ее нот…

Полная версия – в «НЭ» № 7, 2023.