АНТОНИНА КАРПИЛОВА

ВЫПУСКНИКИ-2023. КООРДИНАТЫ ТВОРЧЕСТВА

Нынешние работы выпускников БГАИ главным образом имеют своим вектором телевизионную деятельность. Общее впечатление: понимание телевизионного формата как родного во всех его координатах – временных, визуально-графических, вербально-контекстных. Не первый год в качестве председателя государственной комиссии наблюдаю усиление ориентации студентов на создание телепродукта. Не в последнюю очередь это связано с тем, что декан факультета экранных искусств Павел Владимирович Иванов сам телевизионный человек и ответственно относится к распределению выпускников. Никто не остается без работы!

Ядром специалистов, которых выпускает факультет, остаются режиссеры – как интеллектуальный и творческий центр кинотелепроизводства. В этом году дипломы получили 10 человек (очное обучение). Большая их часть будет работать на ТВ, определяя современный облик белорусских телеканалов.

Торжество телеформата явлено в виде представленных программ «Добрай раніцы, Беларусь» со Светланой Боровской», «Как посмотреть», «Один день». Относительно этих устоявшихся эфирных проектов всегда встает вопрос о степени участия в них молодых режиссеров. Понятно, что рейтинговые программы – хорошая профессиональная школа для дебютантов.

Так, Валерия Хлань сняла рождественский выпуск в Несвижском замке, в интерьерах которого харизматичная ведущая Светлана Боровская представила самые разные традиции и артефакты – от готовки салата до игры ансамбля ложкарей. Правда, в стенах старинного белорусского замка ложкари смотрятся как нечто экзотическое. Работа Леонида Маркевича «Как посмотреть» посвящена событиям республиканского и мирового масштаба – от портрета директора Витебской гимназии до репортажа из Судана. Льву Дуднику в передаче «Один день из жизни Свято-Елисаветинского монастыря» повезло с главной героиней. Сутью экранного повествования становится рассказ-исповедь инокини Ольги о монастыре, где «монотонная жизнь искрит внутренней битвой с собой». Некоторые работы, снятые вполне профессионально, не дают полного представления о режиссуре, например, очерк «Гісторыя мабільнай сувязі Беларусі» Марии Радюк напоминает расширенный рекламный ролик.

Интерес вызвали работы с хотя бы минимальным присутствием личностного начала. Опытный экскурсовод, Вероника Черноштан в очерке «Жизнь усадьбы Козелл-Поклевских» рассказывает драматическую историю усадьбы и ее владельцев. Документальный фильм «Пауза» Константина Трусова посвящен юбилею Белорусского союза кинематографистов. На экране предстают портреты белорусских режиссеров, операторов, актеров. Слушать их интересно, но судьба такого яркого явления, как БСК, остается не вполне раскрытой. Игровой фильм «Тень Чернобыля» Леонида Вайды представил метафорический аудиовизуальный язык. Для автора важно тщательное воссоздание натурной атмосферы, достоверной фактуры. В какой-то момент материальная среда начинает заслонять драматизм человеческих судеб. Исследование судьбы человека – на сей раз конкретного – предпринято и в историческом очерке «Американец из Минска» Александры Боровик. В центре его – личность Ли Харви Освальда. Однако обращение к многочисленным архивным материалам не помогло молодому автору проявить свое отношение к одной из великих тайн ХХ века.

Среди немногочисленных игровых работ выделяется фильм «На разъезде» Алисы Милентей по рассказу Александра Куприна. Снятая в скупой визуальной манере, лента передает ощущение «солнечного удара», который настигает героев, и расширяет традиционные рамки любовного треугольника.

Профессиональный документальный фильм «Большой театр, 90 лет» представил Вадим Ларченко. Здесь даны самые разнообразные срезы закулисной жизни. Это по-настоящему фильм-праздник!

В целом режиссеры показали владение широким жанрово-тематическим диапазоном и разнообразными стилистическими средствами. Эту относится и к режиссерам анимационного кино. Их работы обозначили самые разные векторы творческой деятельности: таковы рисованный фильм «Новогодние приключения» Яны Аристовой-Галиновской и лента в смешанной технике и сложной метафорической стилистике «Выход» Яны Павловой. Особенно выделяется фильм «Аринариум» Василия Пименова, где найден яркий визуальный ход от знаменитого «витрувианского человека» Леонардо да Винчи к образу паутины, который трактуется автором как метафора творчества.

Работы операторов убеждают профессиональным взглядом на реальные события и игровые построения, пониманием импровизационных и выстроенных ракурсов и планов. Звукорежиссеры традиционно сосредоточились на записи музыки – порой даже в собственном исполнении. Только работа Александры Шайтуро (единственная из шести!) была связана со звуковым решением документального фильма, что и обусловлено обучением на факультете экранных искусств.

Молодежь находится в осторожном поиске, но достаточно открыта миру, и мир, надо надеяться, открыт молодежи. Отсюда самые добрые пожелания, среди которых главное – остаться в профессии!