НАТАЛЬЯ ЛЫСОВА

С чего начинается Родина

В прошлом году в России по заказу Министерства культуры вышел документальный фильм «Культурный код». В этом году у нас вышел короткометражный фильм под тем же названием и также по заказу Министерства культуры, но уже Республики Беларусь. Оставим на совести кинематографистов одинаковые названия, но почему именно сегодня двум странам понадобилось «закодироваться»? В фильмах получаешь похожий и непохожий ответ на этот вопрос.

Начнем с метража. Какой из фильмов длиннее, вероятно, сразу понятно. Однако, это не столько свидетельство финансовых возможностей (ГАЗПРОМ – бренд, появляющийся в начале фильма российского режиссера Александра Замыслова), сколько разницы поставленных задач. Замысел авторов благороден и актуален – внешняя и внутренняя презентация своей страны. В российском фильме сюжет строится вокруг обучения в России группы молодых людей из других стран (от Бразилии до Польши) в Санкт-Петербургской Академии искусств. В белорусском фильме сценариста и режиссера Кирилла Халецкого – студенты нашей Академии искусств снимают аттестационную работу о республиканских символах. Иностранцы узнают о национальных истоках в образовании, религии, искусстве России. Белорусы открывают собственную историю, древнюю и современную, в универсальных формах культуры – символах Республики.

Персонажи российского фильма, актеры, художники, преподаватели делятся творческим опытом, который переживают в течение месяца. Персонажи белорусского фильма – вымышленные: студенты, Он и Она, долговязый «непослушный» оператор и маленького роста, талантливая (участница фестивальных программ), идущая на «красный диплом» режиссер – наблюдатели, они снимают дипломную работу на предложенную социально значимую тему.. Игровой элемент в структуре фильма добавляет диалоги между молодыми кинематографистами: о телевидении, о будущем месте работе, о Родине.

Итак, созданы документальные свидетельства о времени и о себе, о творчестве и о социальном контексте, который не просто влияет на работу любого художника, а определяет ее. Российский фильм – это путешествие по музейным объектам (закрытым и открытым) и фрагменты репортажных съемок и интервью. Белорусский фильм – это тоже путешествие, только автостопом: в центре фильма – социальные опросы на знаковых туристических улицах Минска и знаменитые республиканские автопробеги. Согласитесь, путешествие с гидами и автопробегом – это разные скорости и различное видение. Фильмы сняты по-разному. Картина «Беларусьфильма» снята в «полете»: она начинается с верхней (небесной), обзорной точки видения, «прыгает» на землю, «останавливается» на лицах и снова «летит» уже за машинами, «взлетает» вверх.

Отличен и прокат фильмов. Российский фильм почти сразу выложен в свободный просмотр Интернета. Показы белорусского фильма сейчас организованы в кинотеатрах, затем планируется премьера специального формата на национальном телевидении. Просмотры короткометражного фильма «Культурный код», снятого в экспериментальном жанре «игровое кино + документалистика», сопровождаются творческими встречами с режиссером Кириллом Халецким и исполнителями главных ролей Владом Солодовым и Дашей Лазарчик. Оказалось, фильм вызывает у зрителей много вопросов. А это значит – вызывает интерес. Одна из таких встреч прошла на факультете журналистики Белорусского государственного университета. Поговорили «по душам». 23-летний режиссер и почти такого же возраста студенты говорили о поступлении в творческие вузы и о распределении, об учебе и о кинопристрастиях. О «тетке из Рогачева», дедушках-учителях. Но главной темой все же стало белорусское кино, киностудия с «пустым» сценарным портфелем, с новыми премьерами и фестивалями. В общем, говорили о Родине. «С чего начинается Родина?» – извечный вопрос. И ответов на него больше, чем в песне. Кирилл Халецкий и его команда