Большое кино Глеба Шпригова

Продюсер – центральная, если не сказать, ключевая фигура в зарубежном кинематографе, в наших реалиях почти всегда остается в тени. Положа руку на сердце, многие ли киноманы могут назвать навскидку хотя бы одного или двух белорусских кинопродюсеров?..

Однако имена некоторых все время на слуху – по причине успешности запускаемых ими проектов. Глеб Шпригов – из их числа. В его личном «послужном списке» фильмы, которые постоянно в ротации, несмотря на разные годы выхода на экраны. Вот лишь несколько названий: «Майор Ветров», «Снайпер. Оружие возмездия», «Снайпер. Тунгус», «Снайпер. Последний выстрел», «Снайпер. Офицер СМЕРШ», «Покушение», «Немец», «Поцелуй Сократа», «Уланская баллада», «Нереальная любовь», «Танкист», серия фильмов «Черный пес»… Последний по времени масштабный проект Шпригова – фильм «Черный замок», снят на основе одного из самых известных романов Владимира Короткевича «Черный замок Ольшанский», в котором Глеб Шпригов выступил также в качестве автора сценария. И это далеко не единственный его опыт в кинодраматургии.

БОЛЬШОЕ КИНО ГЛЕБА ШПРИГОВА

Тем, что режиссеры зачастую принимают участие в создании сценария своего фильма, никого не удивишь. Продюсер, владеющий навыками кинодраматурга, встречается реже. Писать сценарии Глеб Шпригов начал еще будучи студентом Белорусского политехнического института (так раньше назывался БНТУ), а также был участником и автором студенческого театра эстрадных миниатюр, который в свое время победил во Всесоюзном соревновании СТЭМов в Донецке. Вот так «острил перо» будущий автор сценариев большинства фильмов, продюсером которых является.

Сразу нужно оговориться: начинавший со студенческого юмора Шпригов пишет сценарии отнюдь не в самых «легких» жанрах. Большинство вышедших из-под его пера сценариев, ставших фильмами – о событиях военного времени. Речь в них идет о мужестве, героизме, самоотверженности. Как правило, эти картины отличает захватывающий сюжет, герои проходят множество испытаний, переживают приключения, преодолевают трудности и опасности: сценарист Шпригов тяготеет к героико-приключенческому жанру. На раздающуюся время от времени критику за автора отвечают высокие рейтинги его фильмов. Важный момент: все эти ленты, такие разные по сюжетам, объединяет одно неотъемлемое качество – они по-настоящему патриотичны. И это вызывает безусловное уважение.

С предположением, что он и по сей день сам берется за сценарий, исходя из принципа «хочешь сделать хорошо – сделай сам», Глеб Валерьевич легко согласился. А вот с тем, что это нечастая практика в мире кино, поспорил:

– Мой опыт в данном случае не уникален. Если в Европе ключевая фигура кинопроизводства режиссер, то в Америке, например, это продюсер. И часто он же является автором сценария. Или наоборот: сценарист является также и исполнительным продюсером. Так сделан знаменитый сериал о Шерлоке Холмсе с Бенедиктом Камбербетчем, или «Игра престолов», или «Во все тяжкие». Во всех этих фильмах продюсеры, они же авторы сценария, а вот режиссеры у разных серий даже одного сезона разные. В любом проекте существует человек, который принимает главные решения, начиная с идеи будущего фильма. Поэтому естественно, если он будет держать руку «на пульсе» на всех стадиях съемочного процесса. Я пробовал работать с разными сценаристами и сделал вывод, о котором вы уже упомянули.

– При таком авторитарном подходе к делу, как вы относитесь к питчингам, худсоветам и прочим промежуточным этапам на пути от сценария к фильму?

– Когда пишешь, ты варишься в собственном соку и часто любая критика, даже «плохая», может натолкнуть вас на какие-то правильные решения. Потому что мнения не возникают на пустом месте. Где-то кого-то что-то «кольнуло», а тебя не кольнуло, но ты начинаешь про это думать, и это, в конце концов, дает свой результат. Я к любой критике отношусь положительно. Вообще – к любой.

– Многие не ожидали, что после достаточно традиционного, реалистичного фильма Михаила Пташука можно сделать вот такой микс жанров (приключения, детектив, мистика, историческое фэнтези), нехарактерный даже для всего, что вы делали раньше.

– Да, для меня это было нечто новое. Я Короткевича очень люблю и всегда мечтал снять фильм по какому-нибудь из его романов, снять что-то для души. Поэтому в этот фильм я вложился со всех точек зрения: творческой, материальной, душевной – какой угодно. А идея фильма «Черный замок» у меня родилась давно, даже не помню, с чего все началось… Но я сразу знал: мне хочется основное действие романа перенести в наши дни. С наследниками Короткевича я проговорил это отдельно, и они дали добро. В этом многослойном романе присутствует пять временных пластов, а кино даже два с трудом выдерживает. Я вообще уверен: эта история не привязана к какому-то конкретному времени, она и сейчас вполне могла произойти. И вот еще важный момент. Мне в руки попало письмо, которое Короткевич писал в ответ на какие-то претензии переводчицы его романа на русский язык. Они касались запутанной детективной линии романа. И Короткевич достаточно подробно объясняет в этом письме свое видение «Черного замка Ольшанского». Что, конечно, это не детектив, что в оболочке детектива история про человека, к которому он относится как к своему сыну; история, в которой герой ищет ответы: почему погиб его близкий друг, кто убил, за что? И он идет до конца, используя свои знания, волю, ум, глубоко погружаясь в нашу историю.

(……)

Многое из того, что в те советские годы было доступно только историкам, писателям, специалистам, сейчас любой школьник найдет в интернете. Старинные системы шифрования, азбуки (кириллица, глаголица) и пр. Поэтому задачи герою пришлось усложнить. И мотивы антигероя поискать более актуальные для нашего времени, и многое другое. И легенда о Черном замке расширилась, потому что в романе могут оставаться загадки недосказанности, а в кино не должно быть ничего не проясненного, иначе зритель выйдет из зала недовольный. Так что мне приходилось искать ответы на многие вопросы, на которые в книге не всегда был очевидный ответ. Но внимательный зритель, который любит этот роман, знает его, поймет: все что Короткевич задумал, так или иначе, есть на экране.

– Как вы оцениваете актерский состав картины?

– У нас звездный состав по любым меркам: Евгений Стычкин, Виктор Вержбицкий, Виталий Кищенко, Олег Васильков – все они большие звезды, сыграли десятки прекрасных ролей. И, тем не менее, они с удовольствием приняли решение сняться в нашем фильме. Я помню реакцию Жени Стычкина, которую он наговорил мне на телефон: «Класс! Супер! Очень хочу это сыграть!»

…Анастасия Красовская, сыгравшая в «Черной весне», «Актрисах», «Слове пацана», Линда Лапиньш («ГДР»), Вероника Устимова («Мира»). Они тоже звезды первой величины.

И наша главная роль: Евгений Шварц – отличный актер. Он потрясающе сыграл Феликса Юсупова в «Караморе». В нашем фильме он играет сразу две главные роли – Антона Космича и князя Валюжинича.

Полная версия – в «НЭ» №№ 8-9, 2024.