ЮЛИЯ ЛЕШКО
ОТКРЫТАЯ КНИГА

Актриса Театра-студии киноактера Яна Ходанович-Лапаницына при более близком знакомстве… удивляет! Для актеров, наверное, это обязательно – умение удивлять, иначе не было бы искусства. Все понятно: сама профессия загадочная, полная профессиональных секретов и не поддающихся логике тайн творчества, а все это неизбежно накладывает отпечаток на личность артиста… Но Яна оказалась даже выше ростом, чем это кажется из зрительного зала. К тому же она в жизни гораздо моложе большинства сыгранных ею персонажей. Это – «во-первых» и «во-вторых». А можно добавить еще и «в-третьих», и «в-четвертых», потому что за время нашего разговора тема его круто менялась несколько раз. Так же, как и судьба нашей героини.

…У Яны – идеальная актерская внешность: ее можно представить в любых предлагаемых обстоятельствах, будь то классическая пьеса или экспериментальная постановка. В образ нашей соотечественницы или жительницы любой «заграницы», в любое время, от средневековья до современности, в волшебную сказку и в суровую реальность тоже, – ее можно вписать легко и органично.

Яна очень эмоциональна: рассказывая о работе и семье, родных и учителях, порой не в силах сдержать слез. Смеется так же – открыто и заразительно… И, конечно, Яна просто красива, прекрасно сложена, пластична. Наверное, этого вполне достаточно для того, чтобы войти в актерскую профессию. Но для того, чтобы по-настоящему состояться в ней, необходимо еще множество качеств, в числе которых человеческий и женский опыт, живой, открытый для всего нового интеллект, душевная глубина, способность к эмпатии. Да, и чувство юмора, конечно!

И все это есть в молодой актрисе, и все это не «выросло» на пустом месте.

Почти восемь лет она в профессии. И за все предшествующие годы у Яны накопился серьезный опыт выбора или, что важнее, – опыт принятия решений. Жизнь как будто нарочно чинила ей препятствия, которые можно было или принять, или – преодолеть.

Теперь, по прошествии времени, Яна понимает: ей было нужно пройти именно такой, непростой путь к себе. Все имело свое значение, свой смысл, все сыграло свою роль – вот такой театральный каламбур… Сегодня Яна плотно занята в репертуаре родного Театра-студии киноактера и играет очень разных, не похожих друг на друга и совсем не похожих на нее героинь.

Но не все и не сразу получилось у девушки, которая кому-то может показаться живым воплощением слова «успех».

***

Родом Яна из деревни Ижа Вилейского района Минской области. Она всегда хорошо училась, на «отлично» закончила свою «беларускамоўную» сельскую школу.

Папа, Вячеслав Адамович, трудился на сельской автозаправке. А мама и бабушка Яны были учителями. Мама, Светлана Ивановна, 37 лет отдала педагогике, она – белорусский филолог. Начинала свою работу в школе Светлана Ивановна пионервожатой. Получив высшее образование, набравшись педагогического опыта, стала завучем, потом – директором школы. Была одно время даже классным руководителем в классе у Яны. Бабушка, Лия Тимофеевна, – тоже педагог, историк.

…Можно было ожидать, что девушка продолжит семейную традицию – станет «настаўнiцай». Но Яну тянуло совсем к другому, и она совершенно не представляла свою дальнейшую жизнь в родной деревне. Что ж, разве она одна рвалась к «огням большого города»… Артистизм буквально фонтанировал, проявлялся при каждом удобном случае: ни для кого не было секретом, что Яна, которая хорошо пела, танцевала, читала стихи, мечтала об актерской профессии. В школе, когда опаздывала на урок, часто могла слышать из уст учителей ироническое замечание: «Садзіся, Хадановіч. Але не думай, што танцамі ці спевамі сябе на жыццё заробіш…»

Так-так. Але…

***

После 9 класса Яна решила круто изменить судьбу и поступить в Минский государственный колледж искусств на актерское отделение. Но актеров набирают раз в четыре года, и Яне не повезло – в тот года набора не было.

Однако нет худа без добра. Члены приемной комиссии, увидев, как расстроилась абитуриентка, посоветовали: «Если вы поете, то тогда идите на «Эстрадный вокал», в колледже проводится экспериментальный набор». Яна так и сделала.

Курс набирала Елена Викторовна Атрашкевич. Яна ей понравилась. И главное: педагог поняла, что для девочки это серьезный шаг. И все получилось…

На курсе было всего четыре человека без музыкального образования, в том числе – Яна. Пришлось за два года наверстать упущенное и встать вровень с однокурсниками, получить музыкальное образование – буквально «с нуля». А вот актерское мастерство и сценическую речь в колледже преподавала актриса Татьяна Николаевна Ковалевская. На ее занятиях Яна чувствовала себя в родной стихии.

Поэтому, вполне ожидаемо, после окончания колледжа Яна направила свои стопы в БГАИ.

И… провалила 1 тур.

Но провалу предшествовал интересный эпизод. Декан актерского факультета Владимир Андреевич Мищанчук, который лично приводил на прослушивание абитуриентов по 10 человек, слышал, как Яна читает басню: он как раз покидал аудиторию, где работала приемная комиссия. Много ли надо опытному педагогу, чтобы оценить степень одаренности молодого человека? Поэтому на ходу он встретился с девушкой глазами и одобрительно кивнул, мол, «хорошо, молодец…»

Этот ободряющий кивок и внимательный взгляд декана запомнились несостоявшейся студентке. И в сердце осталось немного места для неясной надежды: пусть не в этот раз, но однажды все будет по-другому…

***

В то время у абитуриентов, не поступивших в творческий вуз, был шанс попытаться поступить в другое учебное заведение, чтобы не терять год. И Яна пошла на отделение белорусской филологии в Педуниверситет имени М. Танка: беларускую мову она любит и знает с детства.

Со слезами сдавала экзамены и, конечно, поступила… И снова рыдала – и вовсе не от счастья!

В «педе» училась легко: опять была круглой отличницей и снова участвовала в художественной самодеятельности. Однажды Яна даже пела, отвечая у доски!.. Педагог не смогла удержаться от вопроса: хорошо ли подумала Яна, выбрав педагогическую стезю?..

Для Яны, впрочем, это был чисто риторический вопрос. Поэтому со второго курса отличница Ходанович ушла из Педуниверситета.

Не обошлось и без «актерского этюда». Когда подписывала документы на отчисление у декана, уважаемый глава факультета увидел фамилию и задумался: «Ходанович… У нас какая то Ходанович хорошо поет…» – «Нет, не знаю такую…» – ответила, не моргнув, Яна. Это было 2 мая 2012 года. Впереди были экзамены в БГАИ…

Яна сохранила, тем не менее, самые теплые воспоминания о Педуниверситете. Он подарил ей двоих лучших подруг, там преподавали прекрасные педагоги, и напрасных знаний, как известно, не бывает… И все-таки Яна была честна с собой: она не сможет всю жизнь заниматься нелюбимым делом.

…Я слушала рассказ Яны об этом этапе ее жизни и понимала: хрупкая девушка с большущими глазами уже тогда обладала решительностью на грани отваги. Уходя из Педуниверситета она рисковала всем – начиная со своих прочных позиций в «альма матер» и заканчивая жильем в Минске.

Да, здесь у нее все получалось. Да, впереди была только тревожная неизвестность. Да, извечный спор между «синицей в руке» и «журавлем в небе» не выходил из головы. Но не рискнуть – значило отказаться от мечты.

***

Забрав документы из Педуниверситета, смелая девушка пошла на прием к декану актерского факультета В. А. Мищанчуку, посоветоваться – поступать или нет? Получила однозначный ответ: «Конечно, поступать». В тот год Владимир Андреевич набирал свой курс. И Яна вдруг каким-то шестым чувством ощутила: «Я буду учиться».

И началось настоящее студенчество, то, о котором мечталось – с атмосферой творчества, ожидания каких-то грядущих побед и открытий… При этом оранжерейных условий не было: для начала – в БГАИ проходил масштабный ремонт. Учиться проходилось не в стенах Академии, а… где придется, во всяких съемных помещениях на «Пролетарке» (на станции метро «Пролетарская»), на Буденного, на Чичерина… Только к середине 4 курса вернулись в Академию.

Курсовой спектакль «Рядовые» играли на сцене Театра-студии киноактера, а дипломный спектакль «Бесприданница» – на сцене ТЮЗа. Яна играла Ларису Огудалову.

Мастер, Владимир Андреевич Мищанчук, прививал своим ученикам привычку постоянно быть в творческом тонусе, в работе. Он всегда был «за», когда студенты снимались в кино. Однажды, на фильм «А снег кружит…» Мищанчук устроил весь курс, всех своих студентов, которые играли… студентов! «Мы – массовка?» – спросили ребята Владимира Андреевича. Учитель ответил серьезно и веско: «Нет, вы – групповка». Молодые артисты преисполнились гордости – это вам не что-либо, не массовка какая-то… И вдруг прозвучала команда ассистента режиссера: «Массовка – в кадр!» Они даже не сразу прореагировали. А когда поняли, что их «разжаловали» обратно в массовку, пошли сниматься. Не боги горшки обжигают. Это – школа…

Несколько слов о школе.

Сегодня можно уже говорить о «Школе Мищанчука». Студентов Владимира Андреевича нетрудно узнать всегда: уникальный талант Учителя, который отличает достоверность, органичность, естественность актерской игры, является для его учеников не просто примером, а, пожалуй, путеводным маяком, ориентиром в профессии. Нужно соответствовать!

Мищанчук чувствует ответственность за тех, «кого приручил»: он лично отслеживает, как складывается профессиональная судьба его учеников. И помогает, чем может. Именно по его рекомендации Яна Ходанович и Сергей Лапаницын пришли в Театр-студию киноактера. Это случилось на 3 курсе.

…Для Яны это был «звездный час». Художественный руководитель Театра, народный артист Беларуси Александр Васильевич Ефремов сразу отметил молодую актрису и доверил ей большую роль – Глафиру Алексеевну в «Волках и овцах». Еще одна важная роль, сыгранная Яной еще в качестве студентки – монашка Глэдис в «№ 13».

Когда Яна говорит о любимом Учителе, она не стесняется благодарных слез. На выпускном она сказала Владимиру Андреевичу, что благодарна ему за все – за учебу, за профессию, за работу, за семью. Потому что на 2 курсе в БГАИ пришел Сергей Лапаницын, который стал ее мужем и отцом ее дочери…

Полная версия – в журнале «На экранах», № 6, 2023.