100 ЛЕТ БЕЛОРУССКОМУ КИНО

80 ЛЕТ ФАКУЛЬТЕТУ ЖУРНАЛИСТИКИ БГУ

ЛЮДМИЛА САЕНКОВА-МЕЛЬНИЦКАЯ, НАТАЛЬЯ ЛЫСОВА

КИНО И ЖУРФАК

История белорусского кино и история факультета журналистики Белорусского государственного университета оказались не просто взаимосвязанными, но и взаимопроникаемыми. Не на одно поколение студентов магическое влияние оказали творческие встречи с белорусскими кинематографистами, актерами, обсуждение фильмов, участие в конференциях, когда будущие журналисты робко, стесняясь, участвовали в обсуждении серьезных проблем наравне с мэтрами национального киноискусства. Конечно, это все было возможно благодаря преподавателям-энтузиастам, таким как Ефросинья Леонидовна Бондарева, Татьяна Дмитриевна Орлова, Нина Тихоновна Фрольцова. Это благодаря им журфаковцы учились понимать непростое искусство экранной кинетики, просматривая в скромных университетских кинозалах почти всю мировую киноисторию, вникали в непростой язык фильмов А. Тарковского, Ф. Феллини, Б. Бертолуччи, Ж.-Л. Годара… Неслучайно журфак стал одной из первых площадок киноклубного движения в стране, и уж совсем неслучайно, что на нынешнем журфаке востребованным в студенческой и преподавательской среде является киноклуб «Фруза», названный в честь патриарха отечественной кинокритики, профессора Ефросиньи Бондаревой.

Кино настолько привлекало студентов, что впоследствии многие из них становились известными кинематографистами, внеся свой большой вклад в летопись белорусского киноискусства – Игорь Добролюбов, Виктор Дашук, Владимир Дашук, Анатолий Алай, Ричард Ясинский, Иван Белоусов, Олег Белоусов, Владимир Мехов, Михаил Шелехов.

Неотъемлемой частью кинематографа любой страны является кинокритика. Начальным этапом развития белорусской кинокритики можно рассматривать 1910-1920-е годы XX века. Однако самыми плодотворными десятилетиями этого вида творчества были 1950-1980-е годы, где наряду с другими кинокритиками, киноведами (А. В Красинский, О. Ф. Нечай, В. И. Смаль, Г. В. Ратников, А. П. Бобкова) заметную роль сыграла выпускница отделения журналистики филологического факультета БГУ Е. Л. Бондарева. Последующее поколение кинокритиков, выпускников факультета журналистики, унаследовав традиции старших коллег, внесло и вносит свою заметную лепту в развитие творческих методов и медийных практик в представлении фильмов и кинопроцесса в национальных средствах массовой информации (Н. Фрольцова, Т. Тюрина, Л. Перегудова, О. Медведева, Н. Якимова (Лысова), И. Авдеев, Г. Шур, Ю. Лешко, А. Сидоренко). В белорусской кинокритике сформирована преемственность поколений, традиции не исчезают, а, обогащаясь новым опытом, развиваются дальше. Хочется верить, что и белорусское кино, обогащаясь талантом новых поколений, представителей других профессий, в том числе и журналистов, как и прежде, станет важной частью национальной культуры.

Ефросинья БОНДАРЕВА, кинокритик, доктор филологических наук.

Выпускница журфака БГУ 1950 г.

Ефросинья Леонидовна Бондарева родилась в одном из самых живописных мест Витебщины – Лиозненском районе. В 1945 г. поступила на журналистское отделение филологического факультета БГУ. Она активно сотрудничала с редакциями газет «Знамя юности», «Чырвоная змена» («Сталинская молодежь»), работала корреспондентом в редакции новостей на белорусском радио. Потом была работа в качестве редактора-консультанта в Министерстве кинематографии БССР, главного редактора по производству фильмов Министерства культуры республики. Как бы ни складывалась ее творческая биография, главной профессией для нее всегда оставалась журналистика. Знаменитые слова «ни дня без строчки» в полной мере стали девизом ее жизни.

Ее первые отзывы о фильмах стали появляться в прессе в 1950-х годах. В течение всей жизни у Е. Л. Бондаревой будет органично сочетаться журналистско-кинокритическая практика и киноведческий опыт. Она является автором 10 монографий, среди которых выделяются собственно киноведческие работы: «В кадре и за кадром», «Кинолента длиною в жизнь», «От сердца к сердцу», «Кінамастацтва і літаратура». Но делом всей ее жизни была, конечно же, кинокритика. Когда читаешь ее многочисленные публикации, то возникает ощущение, что имеешь дело с основательной летописью белорусского кино. Пожалуй, не было ни одного фильма, на который бы она не откликнулась. (В сравнении с нынешней практикой отечественной кинокритики этот опыт остался непревзойденным). Бондарева была автором рецензий на фильмы, которые в советское время вызывали неоднозначное отношение и были положены на полку. В пору резкого неприятия фильма «Житие и вознесение Юрася Братчика» (реж. В. Бычков, экранизация романа В. Короткевича «Хрыстос прызямліўся ў Гародні») Ефросинья Леонидовна в своей рецензии нашла тот необходимый тон, обратила внимание на те детали, которые в полной мере свидетельствовали о необычной изобразительной культуре фильма. Точно так же было с картиной, которая, как и творчество режиссера Юрия Дубровина в целом, осталась как бы незамеченной, недостаточно осмысленной – «Рядом с вами». Е. Л Бондарева с абсолютной критической точностью подметила легкую лирическую тональность фильма, необычность характера главной героини, в котором за внешней простотой угадывались душевная тонкость, человеческое достоинство. Она была одной из первых, кто определил актерское дарование актрисы, для которой это был дебют в кино и которая впоследствии стала звездой белорусского театра и кино – Александры Климовой. Ефросинья Леонидовна вообще была пристрастна к белорусским актерам и всегда могла поддержать дебютантов. Так было и с Владимиром Кулешовым («Черная береза», реж. В. Четвериков), и с Людмилой Писаревой («Воскресная ночь», реж. В. Туров), и с Юрием Казючицем («Люди на болоте», реж. В. Туров), и с Александром Франскевичем («Раскиданное гнездо», реж. Б. Луценко).

В кинокритическом опыте Бондаревой обозначился своеобразный симбиоз. С одной стороны, она всегда ратовала за публицистическую критику. С другой стороны, она была приверженцем «крупного плана» в кинокритике, т.е аналитического, детального разбора кинопроизведения. В ее кинокритических текстах всегда было заметно желание вникнуть в замысел автора. Возможно, по этой причине она могла понять и даже принять художественные просчеты, а иногда и откровенные провалы. Очевидно, поэтому она была весьма сдержанна в оценках далеко не лучших фильмов Виктора Турова «Воскресная ночь», «Точка отсчета», «Черный аист».

Ефросинью Леонидовну Бондареву с полным основанием можно назвать основателем белорусской школы кинокритики, потому что она была первая в осмыслении кинокритики как самостоятельной творческой профессии, которая являет собой синтез науки и публицистики, киноаналитики и журналистики. Кинокритика стала не только её профессией, но и смыслом её педагогической деятельности. Она воспитала не одно поколение кинокритиков, к творчеству которых была всегда внимательна и пристрастна. Одним из главных принципов Бондаревой-педагога был принцип «играющего тренера». Системность, мобильность, ответственность, объективность – эти качества были для нее всегда самыми важными в профессии. Её кинокритическое наследие весьма многообразно. Она писала в самых разных жанрах: аннотации, рецензии, статьи, обзоры, творческие портреты. Начиная с 1980-х годов одним из излюбленных ее жанров стали творческие диалоги. В этом тоже была определенная последовательность и верность своим позициям. Диалог позволял почувствовать ту самую «конкретно-человеческую» сторону личности, рассмотреть творчество в контексте взаимообусловленных разнообразных связей – временных, творческих, социальных. Е.Л. Бондарева действительно выстраивала диалогическое пространство не только со своим героем, но и своим читателем.

Сегодня изменилось белорусское кинопространство, стал другим статус кинохудожника. Кинокритика как будто выпала из киносферы как оценочно-аналитический вид деятельности. Некогда сказанное профессором Е.Л. Бондаревой «Не может быть успешного развития художественного процесса, если в нем ослабевает такое звено, как критика» воспринимается как важное напутствие одного из самых почитаемых профессионалов своего дела.

… Ефросинья Леонидовна проработала на факультете журналистики более полувека. За скупыми строчками ее биографии – война, учеба, работа – стоит напряженный труд, колоссальная воля, гражданская позиция, высокие нравственные принципы, человеческое достоинство и любовь ко всему: человеку, труду, творчеству, профессии. В жизни, взглядах, поступках таких людей зримо воплощаются общечеловеческие ценности, а к таким понятиям, как «личность», «профессионал» всегда добавляется определение «настоящий».

В студенческой аудититории на журфаке: профессор Ефросинья Бондарева и режиссер Михаил Пташук.

Полная версия – в «НЭ» № 10, 2024