Театр-студия киноактера приглашает на бракоразводный процесс аристократов в трагикомедии «Тот самый Мюнхгаузен».
Премьера режиссера Татьяны Пацай «Тот самый Мюнхгаузен» по пьесе советского и российского выдающегося драматурга Григория Горина проложила мостик между юбилейным 40-м сезоном в Театре-студии киноактера и новым 41-м. А еще создала подлинный театральный праздник, подарила настроение жизнеутверждающего интеллектуального хулиганства, позволила многим звездам труппы, в том числе заслуженной артистке Беларуси Валерия Арлановой, блеснуть в неожиданных острохарактерных ролях. Динамичное и парадоксальное повествование стало блестящей кульминационной точкой юбилейного сезона.
Одноименный фильм Марка Захарова театралы, конечно, знают покадрово, но премьерный спектакль поставлен легко и не натужно, совершенно без оглядки на него. Спектакль не отрицает родства с фильмом, но претендует на самостоятельную творческую жизнь. Пацай создала самодостаточный театральный продукт, способный увлечь, радовать и вдохновлять. Художник спектакля Андрей Меренков предложил интересный сценический эквивалент пьесе Горина. Меренков вообще хорошо чувствует эстетику сказочного, гротескового.
Шероховатости в спектакле, конечно, есть. Не все актеры еще почувствовали особый стиль Горина, который никак нельзя играть, прибегая к психологическому реализму. Должна быть дистанция и с историей, и с героем. Но всем так хотелось праздника, что премьерные показы не располагали к чрезмерной концентрации на шероховатостях. Понятно, что на такой спектакль и зритель придет свой, особый и подготовленный, настроенный благожелательно. Для которого пьесы и сценарии Григория Горина, песни Окуджавы и Олега Митяева, журнал «Новый мир» – духовные ценности одного и того же порядка. К тому же настоящая сатира столь редка в наших театральных стенах, что порой кажется, что от нее решили отказаться вовсе.
Что же так привлекает в спектакле? Череда трагикомических ситуаций, яркие актерские работы, легкость режиссерского стиля. Все это создает для зрителей настоящий праздник. При этом горькая мудрость первоисточника, философский подтекст Горина в премьере не только остались, но, пожалуй, даже оказались усилены. Получилось это прежде всего потому, что история получилась камерная, атмосферная и очень уютная. Режиссер не пытался поразить зрителей размахом, а сосредоточился на подробностях внутренних переживаний героев. Все драмы и трагедии происходят в пределах одной комнаты или зала судебного заседания.
Главное поле битвы здесь – сердце барона Мюнхгаузена. Трепетное и живое. За него борются Якобина и Марта. За него, пытаясь наставить его на путь истинный, сражается Бургомистр – великолепная работа Анатолия Терпицкого. Может быть, поколение молодых актеров не так остро чувствуют главный конфликт пьесы, но, по крайней мере, глядя на то, с какой самоотдачей работают зрелые мастера, они понимают, что это не просто сказочка и история о фантазиях и прелестных салонных шутках, история о пресыщенном чудаке и аристократе, которому доставляет удовольствие доводить сильных мира сего до белого каления. Нет, этот спектакль безбоязненно идет дальше, он про конфликт человека и общества, главного героя и социума.
А кто из нас порой не чувствовал себя бароном Мюнхгаузеном, когда пытался доказать свою правоту в юности предвзятому преподавателю или уже в зрелости упоенно боролся с ветряными мельницами и доказывал очевидное дураку-начальнику? Так что барон, вышедший из-под пера Горина, вдохновленного рассказами Рудольфа Эриха Распе, давно впечатан в наше коллективное бессознательное, в наше культурное ДНК благодаря таланту драматурга и блестящей игре Олега Янковского. Дня не проходит, чтобы кто-нибудь из числа тех, кого никак не заподозришь в духовном родстве с эксцентричным бароном, не сказал бы нам к месту и не к месту, по поводу и без с телевизионного экрана: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Серьезное лицо еще не признак ума». Как и солдат Иван Бровкин, и бравый солдат Швейк, и Нестерка, и Тиль Уленшпигель, Штирлиц и Чапаев, барон Мюнхгаузен для нашей культуры – персонаж давно присвоенный и никем неотмененный.
История у Татьяны Пацай получилась о поисках внутренней свободы человека, о любви к жизни, о созидательной энергии творчества и выдумки. Мне кажется, зрителя не оставляет равнодушным позитивный заряд спектакля. Отличный актерский ансамбль спектакля, в котором солируют Дмитрий Мухин, Татьяна Федорова, Валерия Арланова, Антон Жуков, Анатолий Терпицкий, Владимир Иванов, несомненно, наберет силу.
Может быть, Татьяна Федорова станет играть возлюбленную барона Марту более выпуклой и очерченной, хотя даже то, что молодая актриса не старается копировать рисунок Елены Кореневой из фильма Марка Захарова, тоже большая заслуга. Сын барона Феофил в исполнении Антона Жукова, наоборот, все время находится на эмоциональном взводе. Феофил комплексует, что его молодость проходит в лучах славы отца, а карьера, возможно, так и не состоится.
Развод по-прежнему – дело тонкое… Освободиться от пут ненавистной Якобины (Валерия Арланова) барону Мюнхгаузену (Дмитрий Мухин) снова помешает собственное научное открытие – 32 мая. И вроде бы знаешь наперед, чем закончится вся эта катавасия, а все равно переживаешь…
Валерия Арланова купается в роли Якобины, актриса в полной мере может проявить здесь свое чувство комического. В этой Якобине всего намешано – и романтизм, и кокетство, и вульгарность, и апломб. Владимир Иванов в роли любовника Якобины адвоката Генриха Рамкопфа – типичный представитель консервативного ганноверского общества XVIII века. Он в меру и лицемер, и карьерист, и приспособленец, и дамский угодник. Иванову образ дается легко. Его мужская харизма работает в спектакле без сбоев. Если сравнивать с тем же Вершининым в постановке «Три сестры» Татьяны Самбук в проекте «ТриТформаТ» или купцом Павлином Курослеповым, которого Иванов сыграл в недавней премьере «Гарачае сэрца» Валентины Ереньковой в Купаловском театре, то в Рамкопфе больше юмора и самоиронии. Кажется, что втайне по-человечески он даже симпатизирует барону, его чудачествам и человеческому масштабу. К капризам волевой Якобины этот Рамкопф относится снисходительно и легко, глядя на все с приземленной обывательской точки зрения. Рамкопф – человек дела, сухой и рациональный.
Роль Мюнхгаузена в двух составах играют Дмитрий Мухин и опытный Александр Тимошкин. Естественно, в силу опыта и возраста оба прочитывают персонаж по-своему. Молодой актер Дмитрий Мухин не испугался «тени» Олега Янковского и вполне уверенно примерил на себя камзол барона Мюнхгаузена. Мухину особенно удалась метаморфоза во втором акте, когда бравый барон волею обстоятельств превращается в тихого обывателя – садовника Мюллера, человека надломленного и на какой-то краткий миг успокоенного, обретшего внутреннюю гармонию.