КОСМИЧЕСКОЕ КИНО
ЛЕОНИД ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель газеты «Труд» (Россия)

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ

Премьера этого уникального кинопроекта, частично снятого в космосе, состоялась 12 апреля сразу на двух престижных площадках: в Кремлевском дворце, где фильм посмотрела политическая элита страны, и в столичном кинотеатре «Октябрь», куда пришла Москва артистическая. Причем, в «Октябре» картину показывали сразу во всех 11 залах, забитых под завязку. Такого столпотворения здесь давно не наблюдалось.

Многих, в том числе и меня, интересовал вопрос: стоило ли съемочной группе с риском для жизни лететь в космос ради «какого-то фильма»? Особенно если помнить, что все шедевры мирового кино на эту тему («Космическая одиссея» Кубрика, «Солярис» Тарковского, «Гравитация» Куарона, «Интерстеллар» Нолана, франшиза «Звездные войны» etc.) были сняты на Земле. Да и режиссер «Вызова» Клим Шипенко несколько лет назад отметился фильмом «Салют 7», снятым в павильоне, что не помешало ленте завоевать кучу фестивальных наград, включая «Золотого орла».

Ответ, который я получил на финальных титрах фильма «Вызов», для меня теперь однозначен: да, стоило. И дело не только в том, что прекрасная актриса Юлия Пересильд за время предполетных тренировок, включая тестирование на центрифуге и в барокамере, приобрела уникальный опыт, который нельзя сымитировать. Не только в том, что Клим Шипенко для съемок в космосе похудел на 15 кг, а ради экономии места в тесных космических отсеках освоил еще и профессии оператора, художника-постановщика, что помогло ему создать подлинно авторский фильм.

Главное, что совместный полет режиссера и актрисы позволил им снять в космосе 288 часов уникального материала. И в итоге помог насытить «Вызов» такими неповторимыми деталями и подробностями, которые нельзя придумать на земле. По возвращении из экспедиции Клим признался, что космос подсказал ему немало режиссерских решений. И это чувствуется, и это властно притягивает наш взгляд к экрану. Мы-то знаем: все, что происходит в фильме на космическом корабле, несмотря на всю свою фантастичность, – это настоящее, это правда. Ведь Юля и Клим там были…

Сюжет фильма, между тем, и впрямь отдает фантастикой. Торакальные хирурги в космос пока не летают, операции в состоянии невесомости не делают. А вот героиня Пересильд Женя Беляева волею авторов фильма туда полетела. Не могла не полететь. Потому что одному из космонавтов во время выхода в открытый космос повредило легкие. И ситуация на МКС сложилась по-настоящему критическая. Возвращать экипаж на Землю нельзя: больной при перегрузках во время приземления не выживет. Спасти его может только операция.

Продержаться на МКС он сможет от силы две недели. За это время надо подготовить и отрядить в космос умелого (и смелого!) хирурга. Из великолепной семерки кандидатов руководители космической отрасли (убедительные Александр Балуев и Владимир Машков) выбирают героиню Юлии Пересильд. Потому что кроме врачебного опыта, отменного здоровья и боевого характера у нее еще есть душевная отзывчивость, а это в условиях невесомости фактор весомый.

Женя проходит в фильме практически тот же путь, что прошла сама актриса, готовясь к полету. Лучшее, что есть в фильме, – это заворожившие меня съемки в космических локациях: в тренажерных залах и модулях, в ЦУПе с его накаленной атмосферой и на Байконуре с взлетающей ракетой и караванами верблюдов на горизонте. А уж когда героиня оказывается на МКС! С вздыбленными от невесомости золотистыми волосами, летающая по узким отсекам корабля, словно диковинная птица, героиня Пересильд властно перетягивает на себя все зрительское внимание. Даже реальные космонавты меркнут на ее фоне. Оно и понятно: их в кино играть не учили…

Словом, все, что в фильме связано с космическим полетом, снято на небывалом для нашего кинематографа творческом, технологическом, эмоциональном уровне. Это вполне международный масштаб и размах, это режиссерская перчатка с руки Клима Шипенко, дерзко брошенная в лицо Тому Крузу, который, говорят, тоже собирается снимать кино в космосе. Теперь голливудскому первачу предстоит приложить сверхусилия, чтобы достойно ответить на этот кинематографический вызов.

Если бы Клим Шипенко ограничился в фильме только космическим сюжетом, возможно, его фильм стал бы настоящим шедевром. И встал бы в один ряд с высокой классикой жанра. Но режиссер побоялся столь радикального жеста и решил «утеплить» фильм земными, бытовыми, семейными коллизиями. И отчасти испортил свою картину: уникальное, единичное, штучное порой сменяется на экране обыденным, привычным, а то и откровенно банальным.

Так, невнятная коллизия с дочерью-старшеклассницей, влюбившейся в низкорослого мальчика в дредах, оказалась скомканной и брошенной режиссером где-то на полпути. Мальчик как залез под кровать, опасаясь вернувшейся с работы Жени, так из-под нее, похоже, и не вылез до конца фильма. Спрашивается: а был ли мальчик? И зачем он вообще был? Да и вялотекущие платонические отношения самой Жени с влюбленным в нее волооким коллегой (новый секс-символ нашего экрана Милош Бикович) показан в фильме пресно, без искр любовной химии, чтобы можно было поверить во внезапно вспыхнувшее в финале пламя взаимных чувств.

Полная версия – в «НЭ» № 5, 2023

Фото с сайта www.kinopoisk.ru

Юлия Пересильд и Милош Бикович составили в фильме «Вызов» звездный дуэт.