предыдущая следующая

ВЛАДИМИР ОРЛОВ. ПАРТИТУРА ЖИЗНИ

21 марта 2018
АНТОНИНА КАРПИЛОВА


Белорусский кинорежиссер Владимир Орлов отметил свое 80-летие, чему трудно поверить – настолько это моложавый и творчески активный человек. Он постоянно находится в пути – как в поисках новых тем для своих фильмов, так и на фестивальных маршрутах. Вот и недавно Владимир Орлов вернулся с очередного фестиваля.

А. Карпилова: Владимир Александрович, знаю, что вы сняли фильм «Песняр. Сердцем и думами» о создателе легендарного ансамбля «Песняры» Владимире Мулявине и начинаете его фестивальную жизнь.

В. Орлов: Да, я недавно вернулся из Днепропетровска (сейчас он называется Днепр), где прошла девятая «Международная Киноассамблея на Днепре-2018». Организатор кинофорума – Центр православной культуры «Лествица». Тема кинофестиваля – «Любовь и семья в документальном кино». Все картины, представленные в программе, говорили о любви: к семье, к профессии, к людям и Отечеству. Там были показаны документальные фильмы из Сербии, Польши, Беларуси, Азербайджана, Украины, России и других стран. Гран-при «Золотая лествица» получил фильм «Бомбы, которые взорвали мир» режиссера Антона Никитина из Украины, это фильм о Сербии. Первую премию «Серебряная лествица» получил наш фильм «Песняр. Сердцем и думами».

А.К.:Картина рассказывает о неизвестном Мулявине. Мы увидели кадры домашнего архива Мулявина, комментарии его дочери Марины о сложных творческих поисках отца, о том, что оставалось за кадром в жизни выдающегося музыканта. Затронута и история о том, как «Песнярам» удалось прорвать железный занавес и попасть на гастроли в Америку Как восприняла украинская публика фильм о нашем легендарном песняре? Ведь прошло достаточно много лет после успеха «Песняров»...

В.О.: Мы давно подружились с протоиереем Игорем Собко, одним из организаторов Киноассамблеи, настоятелем самого крупного в Днепре собора. Познакомились в Глубоком на фестивале «Магнификат». И он все время зазывал меня на свой фестиваль. В 2004 году я поехать не смог, но послал туда картину «И о чем-то другом». Фильм получил поощрительный приз – очень красивый приз, у меня на стене висит большущая резная деревянная тарелка, авторская расписная работа. В 2014 году послал туда фильм «Фотографии, изменившие мир» производства «Мастерской Владимира Бокуна» из проекта «Обратный отсчет». Получил там «Бронзовую Лествицу». В этом году был фильм «Песняр. Сердцем и думами». Его показывали в последний день. Зрители уже с утра занимали места в зале филармонии и более часа сидели в ожидании (мы задержались на Хортице – в сердце украинского казачества). После просмотра фильма были бурные аплодисменты. Я понимаю, что эти аплодисменты были не столько мне, сколько Мулявину. Люди говорили, что их вернули в молодость. И действительно: на фоне драматических фильмов о страданиях Сербии, Украины, о слепых девочках, которых научили ходить на лыжах, о горестях и войнах, наш фильм смотрелся светло. Хотя там речь была о гибели Володи Мулявина. Но мы правильно сделали его по принципу «время, назад!», то есть начали с ухода главного героя, а завершили светлым финалом.

А.К.: И зрители прочитали эту идею…

В.О.: Я считаю, что это была нужная и небанальная мысль. Так вот, я стою на сцене, а зал хлопает и хлопает. Подождал, подошел к микрофону и говорю: «Люди, спасибо, но я не Брежнев». Тут бурные аплодисменты перешли в овацию. Я еще раз поблагодарил, но не кланялся. Я никогда не кланяюсь. Для меня пример – Аркадий Исаакович Райкин, который никогда не кланялся зрителям. Артист показал все, что мог – вот это и есть поклон. Если о фильме надо что-то говорить, то значит, в нем что-то недоделано, недосказано. Своим зрителям я сказал только одно. Мои предки из Грузии, а икона моей души – Матерь Божия Иверская, и в этой молитве есть такие слова: «На моление наше умилосердися и радости вместо печали даруй».

А.К.: Владимир Александрович, в вашем фильме меня впечатлили кадры со священником – отцом Андреем, который рассказывает о Мулявине в неожиданном ключе. И сейчас вы поминали протоиерея Игоря Собко, одного из организаторов Киноассамблеи «Лествица», а он, оказывается, был музыкантом, гитаристом…

В.О.: У меня был фильм «Минск-68. Страсти по року» в цикле «Обратный отсчет». Там есть гитарист с хриплым голосом – Игорь Коростелев. Сейчас он настоятель одного из минских храмов. Он тоже из рок-музыки пришел к Богу. Этот контраст есть и в жизни украинца Игоря Собко, и минчанина Игоря Коростелева, и у Владимира Мулявина. Происходила, на мой взгляд, своеобразная «переполюсовка». Автомобилисты знают: чем больше нажимаешь педаль газа, тем быстрее аккумулятор разряжается, вместо того чтобы заряжаться. Вот это я называю переполюсовкой. Видимо, в душе этих людей происходила какая-то переполюсовка. Мне об этом рассказывали и батюшка Игорь Коростылев, и батюшка Игорь Собко. И видите, у Мулявина это произошло тогда, когда он услышал церковный хор в Жировицах и приобщился к святыням. Стоя у святого источника (эти кадры, к сожалению, не вошли в картину – все не охватишь) и у иконы Матери Божией Жировицкой, он сказал: «Если бы я испытал в 70-е годы то, что испытал сейчас, может быть, вся моя жизнь пошла бы по-другому». Как важно придти к вере как можно раньше!..

Полная версия – в «НЭ» № 2, 2018.

форма заказа
Прайс-листы

Предлагаем вашему вниманию прайс-листы на оказание различных видов производственных услуг