предыдущая следующая

В ОБСТАНОВКЕ ПЕРЕМЕН.
Юбилейный 70-й Берлинале

6 мая 2020

СВЕТЛАНА САВЧИК

Достоянием мировой кинофестивальной истории стал Берлинале эпохи Дитера Косслика, возглавлявшего фестиваль с 2001 года. Косслик превратил Берлинский МКФ в самый посещаемый, причем для каждой категории зрителей был, по сути, отдельный фестиваль. Помимо главного конкурса (а он для всех) это «Панорама» – для публики арт-мейнстрима, «Форум» – для любителей экспериментального кино, «Поколение» – для подростков и молодежи.

Косслик пробыл на посту директора Берлинале 18 лет и сделал немало решительных шагов: создал программу «Таланты Берлинале», где молодые могли поучиться профессии у мастеров; ввел конкурсы короткометражного кино и «Перспективное немецкое кино», создал международный фонд для поддержки молодых (Word Cinema Fund), а также сделал постоянной программу Culinary Cinema.

Но во всей колоссальной кипучей деятельности бизнесмена и шоумена со временем проявился серьезный минус – все чаще стали критиковать художественное качество отобранных фильмов. Упрекали в том, что Косслик не всегда улавливает новые эстетические тренды и вообще не одержим синефильской любовью к кинематографу. Уровень и репутация Берлинале снизились до критической отметки. Появилось коллективное открытое письмо немецких кинематографистов с призывом провести «капитальный ремонт», вернуть статус одного из трех авторитетнейших кинофорумов мира, наравне с Каннами и Венецией. Вывод – фестивалю нужен «образцовый куратор», и это явно не Д. Косслик.

Для реанимации угасавшего Берлинале и для исправления перегибов политики директора были назначены сразу двеавторитетные персоны. Арт-директором стал итальянец Карло Шатриан, в прошлом глава МКФ в швейцарском Локарно. За бизнес-процессы будет отвечать голландка Мариетте Риссенбек, которая до этого возглавляла компанию German Films.

«У нас разные задачи, но цель одна: успешно вести фестиваль в будущее... Мы осознаем масштабную задачу, стоящую перед нами, и благодарим Дитера Косслика за проделанную им работу. Ждем с нетерпением новых вызовов и возможностей, которые предлагает кино в XXI веке», – сказал Карло Шатриан, принимая назначение.

«Я сосредоточена на финансировании и организационных вопросах, а также на коммуникационных структурах и разработке новых стратегий и соответствующих концепций. Это включает в себя поддержку Европейского кинорынка, Берлинского рынка копродукции, Berlinale Talents и WorldCinemaFund», – добавила Мариетте Риссенбек.

Итак, 70-летний юбилей Берлинале пришелся на переломный момент. На фестивале сменился директор, а вместе с ним концепция отбора. Возможно, это и не полная перезагрузка, но вектор изменений очевиден – от мейнстрима к экстриму: меньше Голливуда, меньше звезд, больше экстравагантного и экспериментального кино. Нынешний смотр получился во многом неожиданным, спорным, интересным.

Учитывая, что остались и традиционные для Берлинале «параллельные» программы, выбор фильмов оказался огромным. Как и в прежние годы, билеты практически на все премьеры мгновенно раскупались, а фанаты занимали очередь с вечера. В числе специальных мероприятий была объявлена звездная секция – миссия «OnTransmission» («эстафета» или «встреча поколений»). Семь известных кинорежиссеров анонсировали свои фильмы, вошедшие в историю Берлинале, а также пригласили гостей, фильмы которых также можно было посмотреть, а потом обсудить в формате дискуссии. Участниками юбилейной программы стали именитые режиссерские дуэты, среди которых : Энг Ли и Хирокадзу Кореэда, Клер Дени и Оливье Ассайас, Цзя Чжанке и Мэн Хо, Маргарет фон Тротта и Ина Вайссе, Паоло Тавиани и Карло Сирони…

Подлинным открытием стало появление новой программы «Encounters» («Столкновения»), своеобразной платформы будущего кинематографа, цель которой – открыть смелые работы независимых режиссеров. В нее вошли 15 полнометражных кинолент. Особенно запомнилась черно-белая «вегетарианская» сага выдающегося российского документалиста Виктора Косаковского «Гунда» с домашними животными в главных ролях. В фильме ни разу не показывается человек. Только однажды мы с ужасом почувствуем его присутствие – когда на скотный двор въезжает некая скрежещущая металлом машина. Она становится образом безжалостного рока, который обрекает всех животных, в конце концов, стать пищей для людей... Косаковский очень впечатлил берлинскую публику. Но победу в «Столкновениях-2020» одержала восьмичасовая документальная картина Винтера и Эдстрема «Труды и дни (Таёко Сиодзири в долине Сиотани)» – этнографическая фреска, снятая в горной деревушке.

Полная версия – в «НЭ» № 4, 2020

Авторы и исполнители новой стратегии Берлинале: креативный директорский тандем Карло Шатриан и Мариетте Риссенбек.


форма заказа
Прайс-листы

Предлагаем вашему вниманию прайс-листы на оказание различных видов производственных услуг