предыдущая следующая

ПАРАДОКС ЛИЧНОСТИ И ТВОРЧЕСТВА

6 мая 2020

АНТОНИНА КАРПИЛОВА

«Кинолента длиною в жизнь» – так называлась книга кинокритика Е. Л. Бондаревой, посвященная жизни и творчеству кинорежиссера Владимира Корш-Саблина.

«Кинолента длиною в жизнь» – так в преддверии 120-летнего юбилея классика национального кинематографа назвали творческую встречу в Музее истории белорусского кино ее организаторы –Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН РБ, Национальный исторический музей Республики Беларусь, Национальная киностудия «Беларусьфильм», Национальный архив Республики Беларусь, Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов, Белорусский союз кинематографистов.

 К 120-летию В. В. Корш-Саблина

Современники вспоминали легкую кавалерийскую походку Владимира Корш-Саблина. Очевидно, она была выработана еще в детстве, поскольку отец владел конным заводом и дети воспитывались в соответствующем духе. Наверное, в его облике визуально отпечатались кардинально противоположные эпохи – дворянская и революционная. Они будто объединены строгой дисциплиной и любовью к конно-армейской форме. Не секрет, что Владимир Владимирович несколько лет служил в Красной армии, куда вступил добровольцем. Всегда подтянутый, собранный, дисциплинированный, он олицетворял воплощение военной субординации. И вправду, военный мундир ему очень идет, стоит лишь посмотреть Корша в роли польского улана в фильме «Лесная быль» – горделивого, красивого – абсолютно неотразимого.

Отпечаток дисциплины детства и военной молодости отразился на мироощущении Корш-Саблина как кинорежиссера, на его экранном повествовании. От первого до последнего фильма, с 1929 года до 1970-го, он создавал собственную летопись времени, снятую в духе своей эпохи. Генеральной темой его творчества была тема революции и бесконечных войн, которые пришлись на его судьбу, – Первой и Второй мировой, Гражданской войны.

Так получилось, что Корш-Саблин испытал самые крутые времена, которые не отличались благосклонностью к генофонду. И он адекватно откликнулся на зов эпохи. Первая картина «В огне рожденная», снятая в дозвуковой период, была посвящена теме становления белорусской нации, ее формированию в огне революций. Последний фильм – киноэпопея «Крушение империи» – отражает события Февральской революции 1917 года. На самом деле картины Корш-Саблина соответствовали формату историко-революционного фильма, отражающего крупные исторические события ХХ века в стиле соцреализма. Многие забыли, а многие не знают, что постулаты этого идеологического концепта предполагали отражение народности, идейности и конкретности. Сейчас этот жанр воспринимается как архаичный и морально устаревший. Однако в нем всегда пульсировала некая «изюминка» в виде приключенческо-авантюрного мотива. Она воплощалась в образе харизматичного, обаятельного героя, преодолевающего все препятствия на своем жизненном пути. Это молодой повстанец Андрей Метельский из фильма «Красные листья», подпольщик Константин Заслонов из одноименной картины, дипломат Георгий Чичерин из киноленты «Москва – Генуя». Некоторые фильмы были сняты В. Корш-Саблиным с участием других режиссеров, что заставляет думать о степени его участия в этих проектах. Однако все они пронизаны героико-романтической интонацией, что свойственно авторским лентам режиссера.

Несмотря на доминирование революционного эпоса, вторым жанровым полюсом была для Корш-Саблина, как ни странно, кинокомедия. Мы до сих пор с увлечением смотрим фильмы «Искатели счастья» и «Моя любовь», экранизации (точнее, экранные версии спектаклей) «Кто смеется последним» и «Павлинка». Легендарным стал образ «короля подтяжек» Пини Копмана из кинокартины «Искатели счастья», которому принадлежит ставшая афоризмом фраза «А сколько стоит этот пароход?».

Врезается в память раз и навсегда финальная сцена из того же фильма, где Мария Блюменталь-Тамарина в роли старой Двойры говорит, как она в нищете резала ржавую селедку на девять ртов, как свое сердце. Из других нестандартных и запоминающихся сцен фильмов Корш-Саблина, – танго шансонетки «Белая несмелая ромашка полевая» из картины «Красные листья». В кадре ее поет Клара Лучко, а за кадром озвучивает молодая, недавно приехавшая в Россию Эдита Пьеха. Неслучайно этот яркий эпизод вызвал нарекания со стороны Госкино, которое тогда руководило всем кинопроцессом Советского Союза.

Кинематографическая школа Корш-Саблина базировалась на его участии в съемках картин Юрия Тарича. Этот режиссер давно признан основоположником белорусского кино. Два его фильма, в которых Корш принимал участие как ассистент режиссера, признаны классическими, – «Лесная быль» и «До завтра». На самом деле это была хорошая киношкола. Можно предположить, что героико-романтическая интонация и некоторая авантюрная жилка будущего создателя революционного эпоса исходят от фильма «Лесная быль», увлекающего динамичной исторической панорамой и приключениями Гришки-свинопаса. Поэтому динамизм истории, ее энергия и мощная событийность ощущаются во всех лентах Корша. Неслучайно он был потрясающим мастером массовых сцен, массовок, как принято говорить. В этом смысле его можно сравнить с российским кинорежиссером Сергеем Бондарчуком.

Энергия мастера проявилась и в том, что Корш-Саблин выступил первооткрывателем многих талантов. Он стал режиссером первого белорусского игрового звукового фильма с примечательным названием «Первый взвод». Здесь дебютировал как кинокомпозитор знаменитый Исаак Дунаевский – именно Корш-Саблин открыл его для кино. Это уже потом будут «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга» и другие популярные фильмы с музыкой Дунаевского. Впоследствии с Корш-Саблиным Дунаевский снял еще несколько фильмов, в том числе нестареющие картины «Искатели счастья» и «Моя любовь». В 1960-е годы в фильме Корш-Саблина «Первые испытания» по роману Якуба Коласа «На росстанях» вступил на киностезю дебютант Евгений Глебов, который с благословения мастера стал лучшим белорусским кинокомпозитором на все времена. Владимира Владимировича иногда называли «актерским» режиссером, настолько он чувствовал и понимал природу актерского дарования. На следующий день после премьеры фильма «Моя любовь» проснулась звездой актриса и певица Лидия Смирнова. Первую большую роль в фильме «Первый взвод» сыграл Борис Бабочкин, впоследствии ставший легендарным экранным Чапаевым. В фильме «Красные листья» впервые снялся актер Ростислав Янковский. И эту череду имен можно продолжать очень долго.

Владимир Корш-Саблин – безусловный классик белорусского кино. Например, современный режиссер Вячеслав Никифоров считает, что он «был величав (величие как равновесие нравственности и таланта) и в силу этого стал последним классиком белорусского кино» Известно, что главный критерий классичности – испытание временем. И некоторые фильмы Корш-Саблина прошли это испытание, к ним относятся в первую очередь «Искатели счастья» и «Моя любовь».

Полная версия – в «НЭ» № 4, 2020

форма заказа
Прайс-листы

Предлагаем вашему вниманию прайс-листы на оказание различных видов производственных услуг