предыдущая следующая

О человеке с фотоаппаратом

27 апреля 2018

ЛЮДМИЛА САЕНКОВА

Как здорово, что Ольга Дашук в свое время не поменяла название своего фильма «Сергей Плыткевич. Человек с фотоаппаратом»на другое, более торжественное, патетичное, которое ей настоятельно рекомендовали. Это название пусть и более простое, но очень точное, пусть и лаконичное, но конкретное. А самое главное – полностью соответствует сути главного героя. Да и сам фильм немногословный, выразительный, точный в каждом кадре, конкретный в запечатлении реальности и бесконечный в постижении этой реальности. Все то, что проецируется как на личность героя, так и на личность автора. Режиссер, сама того не предполагая, обнажила важную для документального кино проблему. Проблема не очерковой тележурналистики, а искусства кинодокументалистики. Как представлять героя: следуя логике его биографии, сохраняя все важные и значимые факты его жизни, отдавая время на длинные синхронные монологи или воплотить свой художественный образ, где будет место паузам и молчанию, наблюдению и значимым, с точки зрения автора фильма, деталям? В этой проблеме обнажилось противостояние интересов героя и автора. Автор предложил (а) не фиксацию очевидного, а открытие нового. Очевидное просматривается и забывается, и новое продолжает жить своей жизнью, порой пересекая границы времени и пространства.



Не припомню, чтобы героями документальных фильмов были журналисты. Ольга Дашук изменила эту традицию. Человек с фотоаппаратом – это журналист Сергей Плыткевич, известный как блестящий мастер фотопейзажей и не только. Он – основатель газеты «Туризм и отдых», издательства «Рифтур», директор Международного фонда поддержки дикой природы «Красный бор», автор фотоальбомов «Мая Беларусь» и «Беларуская экзотыка», комплектов открыток, перекидных календарей, снимков к путеводителям «Браслав и окрестности», «Минск»… Он – человек, неравнодушный к природе и жизни вообще, а потому и сама природа в его фотографиях неравнодушная. Он – мастер, готовый сутками сидеть в «засаде» ради того, например, чтобы запечатлеть выдру или лосей, выходящих на утренний луг, или змееяда, несущего корм своим птенцам. Его природные мгновения всегда неожиданны, это такие стоп-кадры, которые вызывают и удивление, и восторг. Его дикая природа всегда очеловечена, а каждый миг естественной природы расширяется до понятия «родина», заставив восхититься ее красотой и многообразием.

Фильм «Сергей Плыткевич. Человек с фотоаппаратом» – вовсе не биография избранного героя, это не отчет о достижениях. Это наблюдение над тем, как человек входит в природный храм, как он постепенно и очень корректно, с потрясающим вниманием и уважением налаживает диалог с той средой, где он вовсе не хозяин. За каждым кинокадром чувствуется и то, как автор, благодаря своему герою, переживает свою историю общения с природой, как в этом переживании тоже есть место и удивлению, и невероятной радости, и терпению, и мудрости. Ну, разве может не вызвать восхищение эпизод, когда человек начинает подыгрывать глухарю, издавая звуки, подобные птичьему «языку», и вступая с ним в своеобразный «разговор». Глухарь «отвечает» вполне адекватно, а потом, либо заподозрив неладное, либо приняв за соперника, клюет человека в лоб. За этим эпизодом наблюдает Сергей Плыткевич, подробно фиксируя каждый эпизод диалога-поединка, за Плыткевичем наблюдает режиссер вместе с оператором (Анатолий Казазаев). Получается вполне сюжетное, невероятно привлекательное, со своей долей саспенса, кино. А чего стоит эпизод, когда егерь, прилагая немало усилий, карабкается на вершину дерева, чтобы водрузить сделанное им самим гнездо для орла!..

И если представить, что таких ярких эпизодов в фильме много, то получается, что это кино и о людях, и о том, как жить в ладу с природой, как ее чувствовать и помогать ей. Сергей Плыткевич находит эти золотые мгновения естественной жизни и фиксирует их, чтобы мы сами становились лучше, добрее, умнее. У него нет перерывов, его время не делится на работу и отдых, у него может не быть и заветных часов на ночной сон. Он в бесконечном пути и ожидании чуда. Ведь и заканчивается фильм ранними утренними кадрами, когда в едва-едва брезжащем рассвете Плыткевич выходит на свою «охоту», завидев двух крепких лосей, свободно и торжественно гуляющих по росным травам. И это тоже может быть своеобразным стоп-кинокадром: человек с фотоаппаратом на фоне природной мощи и красоты, где все и всё свободны и равноправны, где все взаимоуважительны, где каждый понимает и принимает право другого.

Да, есть Animal Planet, есть National Geographic. А у нас когда-то был Белвидеоцентр, где создавались уникальные фильмы о природе режиссера и ученого Игоря Бышнева. Сейчас есть только студия документального кино «Летопись». А там есть Ольга Дашук, которая создала удивительный фильм и о жизни природы, и о человеческой жизни. И о том, как это все может передать Сергей Плыткевич, человек с фотоаппаратом.

форма заказа
Прайс-листы

Предлагаем вашему вниманию прайс-листы на оказание различных видов производственных услуг