предыдущая следующая

НОВОЕ НАЧАЛО

13 февраля 2018

МАРИЯ КОСТЮКОВИЧ

Документальные показы «Лістапада-2017» начались фильмом «Танцовщик» о танцоре Сергее Полунине, который на взлете карьеры бросил труппу Лондонского королевского балета и начал все сначала, а завершились фильмом «Бойс»о художнике Йозефе Бойсе, который отказался от классического языка искусства и изобрел новый. Улавливаете эту линию: документальный «Лістапад» в этом году удивительно последовательно, с несколькими изящными отступлениями, вел большую тему преодоления и нового начала, «второго пути», продолжения. Нет ничего естественнее такого тематического поворота в документальной программе: формула жизни, кажется, и состоит в преодолении – себя, трудностей, обстоятельств, расстояний, физических и нематериальных. В преодолении времени, в конце концов. Если держаться такой героической точки зрения, то документальное кино должно только и говорить, что о преодолении. Если взглянуть на нее с другой стороны, то проявится традиционная тема «Лістапада», единственная настоящая тема документального кино, которую можно обозначить так – «Один», в пространстве от одиночества до индивидуальности. Она объединяет множество героев документальных фильмов – изгоев, гениев, бунтарей, отшельников, странников, преступников, жертв и гонителей, нищих и богачей, одержимых страстью, попавших в беду: всех. Документальное кино всегда немного об одиночестве, хотя бы потому, что внимательный взгляд на человека делает его отдельным, а в этот раз «Лістапад» связал одиночество прежде всего с маргинальностью. Но давайте сначала о преодолении.

Можно заметить, что победителем на «Лістападзе» чаще всего становится фильм – самая выразительная формула из основной темы программы. Соблазнюсь очевиднейшей иронией фразы «В конкурсе документального кино победил фильм «Удивительные неудачники: другой мир». О спортсменах-аутсайдерах, да. О тех, кто плетется в конце и последним приходит к финишу – и годами продолжает нетриумфальную гонку. Фильм – емкая метафора преодоления, исполненная с каким-то заразительным драйвом и точностью. В режиссерской трактовке тоже проявляется преодоление – традиционного взгляда на спорт как на первенство. Арунас Мателис очень по-доброму взглянул на спорт: без спортивной злости, без этого убийственного высокомерия, которое фокусирует взгляд только на победителе или, хорошо, на первой десятке финалистов. Остальные никого не интересуют. Вспоминается, конечно, пионерское «главное-не-победа-а-участие», но такого сентиментально-утешительного взгляда режиссер тоже избежал: главное – все-таки победа, но по другую сторону победы существует одурительный, изматывающий, не менее жестокий, но более веселый, живой мир безуспешного и вечного стремления к совершенству. Ревизия отношения к конкуренции и победе, давшая точную метафору жизни, – вот, кажется, причина победы «Удивительных неудачников…». Хорошо бы, кстати, снять подобный фильм о кинорежиссерах – мощный был бы драйв…

(……..)

Самое интересное белорусское документальное кино в этом году сосредоточили в национальном конкурсе, в документальных программах наших фильмов мелькнуло мало: фильмы-портреты «Май» Александра Комисарчука, «Сергей Плыткевич. Человек с фотоаппаратом» Ольги Дашук и «Маэстро Анисимов» Михаила Ждановского. Первый – ученический и традиционный, даже реакционный, даже ретроградский, чего никак не ждешь от фильма о Мае Данциге, тем более от его последнего прижизненного портрета. Второй и третий фильмы – добротные традиционные работы, из тех, что «в духе «Летописи», так что на фоне других участников становится жаль, что «Летопись» давно снимает исключительно в своем духе. Был еще один погремевший в зрительном зале белорусский фильм – «Народный альбом. Нечаянный шедевр» Евгения Шапчица и Сергея Будкина. Он подтвердил, что белорусской культурой еще управляют коды из девяностых: показ прошел с аншлагом и концертом, даже со зрительским восторгом. Но следует сказать, это единственный белорусский фильм, в котором проглянула магистральная тема нового начала, второго пути, «жизни после», только с коннотациями не оптимистическими, а традиционно ностальгическими, меланхолическими. Кажется, нам тоже нужно пробежать спортатлон, взбодриться и попробовать снова.

Закономерно завершил документальные показы «Бойс» Андреса Файеля: в свое время Бойсу одному из немногих удалось уловить и выразить противоречивое, абсурдное, неназываемое «вот это вот все», в чем отозвались чувство, разум и дух эпохи, а Файелю удалось создать притягательный и сложный, со сложным киноязыком портрет «Бойса, выразившего вот это вот все», шаманский, как творчество Бойса, проникший сквозь биографию к образу, сквозь образ к сути, сквозь суть к формуле. Вне конкурса оказалось еще много прекрасных фильмов, но лучшим обзором «Лістапада», честное слово, всегда остается фестивальный каталог, главным образом потому, что страниц в нем намного больше, чем в этом журнале, и он без затруднений вмещает все невообразимое разнообразие. Имейте это в виду и не забудьте обратить внимание на фильмы из Литвы.

Полная версия – в «НЭ» № 1, 2018.

форма заказа
Прайс-листы

Предлагаем вашему вниманию прайс-листы на оказание различных видов производственных услуг