предыдущая следующая

НЕ ЗАЛИЗЫВАЙ, НЕ ШЛИФУЙ,
А БУДЬ НЕУКЛЮЖ И ДЕРЗОК

8 апреля 2019

МАРИЯ КОСТЮКОВИЧ

Жюри конкурса национальных киношкол 25-го «Лiстапада» приняло решение единогласно – таким очевидным оно казалось, хотя на награждении стало ясно, что для многих конкурсантов, да и для победителя, оно вышло неожиданным. Пускай это будет комментарий к решению жюри, в котором мне выпала честь работать вместе с продюсером Илоной Бичевской и дистрибьютором Йозефиной Зеттмахер.

Главный приз получил фильм «Та же боль» Петера Санда Магнуссена из киношколы в Лодзи. Фильм из Лодзи, внешне непохожий на фильм из Лодзи, если вы понимаете, о чем я. Фильм, который не старается быть правильным, профессиональным, «большим» и «глубоким». Свободный фильм без академического флера, частого в работах из Лодзи. Фильм, который кривляется, дурачится, не боится быть уязвимым и, дурачась, завершается эмоциональным откровением, точным, щемящим высказыванием о тоске по семье, по чувству родства – интимным и пронзительным, как в лучших фильмах Лодзинской киношколы.

Семья и родство – главная тема в документальных программах нынешнего «Лістапада». Но в основном конкурсе и внеконкурсных фильмах очень взрослый фокус на том, что делает семью семьей, на общем семейном опыте, через который осознается собственная отдельность и вместе с тем сопричастность. В конкурсе национальных киношкол эту тему исследовали в детском ракурсе, через рефлексию детско-родительских отношений, с такой жгучей тоской по родительскому вниманию. Режиссер фильма «Внутренний дом» Хайме Басельга Агусти, студент Мадридской киношколы, поднял на поверхность драму разлада длиной в три поколения – и уже не только он разбирался в натянутых отношениях с отцом, но и отец разбирался в болезненных чувствах к своему отцу. Клаудиа Негра Гарсиа в фильме «Концерт фа мажор» проявила детско-родительские связи в отношениях ученицы и учителя. И в полнометражном фильме «Зовите меня Тони» Клаудиуша Хростовского из киношколы Лодзи семья и поиск контакта с отцом – ведущая тема сюжета о пути к мечте. Новое поколение удивительно точно чувствует колебания родственных чувств, они врожденные эмпаты и настроены на сопереживание, а еще здорово изобретательны в метафорах этого сложного родства: модель из дерева, которую отпускает вниз по течению отец, воплощая в ней отношения со своим отцом, или игра на флейтах дуэтом, или расходящиеся в небе самолеты.

Основу конкурса составил бесконечный, непрерываемый разговор молодых об одиночестве, или скорее отдельности, вынужденной и добровольной. Их, как водится, тревожит грань между автономией и изоляцией. И совершенно закономерной выглядит череда одиноких персонажей: девушка в депрессии в остроумном анимированном фильме «Тамар» Максимилиана Боля из Кельнской киношколы, пожилой безмолвный горец из фильма «Я, Виктор» Инны Цгоевой с Высших курсов сценаристов и режиссеров (Москва), старики из опустевшей деревни в фильме «Под одной крышей» Фань У из Мобильной киношколы «Докномадс» и одержимый бейсджампер из докномадовского же фильма «Прыжки Бруно» Мирны Эверхард. Приз с чудной формулировкой «За то, что говорите жизни «Да», осознавая ее быстротечность» был бесспорно присужден «Прыжкам Бруно» как раз за то, что в болезненной печали этой бездонной темы проявилось поразительное жизнелюбие, легкое, молодое дыхание и просто драйв. Это редкий, какой-то иноземный талант – изобразить одиночество не безысходным, драму не опустошительной.

Это дало жюри возможность работать без скидок и оценивать не степень овладения профессией, не верность методу, не усердие – словом, не то, что следует учитывать при просмотре студенческих фильмов, а единственное, что достойно внимания: свободу. Свободу от диктата метода и профессии, свободу высказывания, свободу обращения с материалом, внутреннюю свободу автора. Награды получили фильмы с характером.

Полная версия – в «НЭ» № 2, 2019.


форма заказа
Прайс-листы

Предлагаем вашему вниманию прайс-листы на оказание различных видов производственных услуг