предыдущая следующая

МУЗЫКАЛЬНЫЕ МГНОВЕНИЯ «ЛІСТАПАДА»

13 февраля 2018

АНТОНИНА КАРПИЛОВА

Нынешний «Лістапад» прозвучал мощно и объемно всеми тонами музыкальной палитры – академической и народной, духовной и эстрадной музыки. Как всегда, одним из центров этой музыкальной вселенной была внеконкурсная программа «МузыкаДок», которая представила испанское фламенко («Ла Чана») и дирижерское искусство («Маэстро Анисимов»), академический балет («Танцовщик») и рок-музыку(«Народный альбом». Нечаянный шедевр»).

Необычайно пронзительно прозвучала конкурсная документальная лента«Последний вальс» студентки ВГИКа Юлии Бобковой, посвященная необыкновенному музыканту Олегу Каравайчуку – автору музыки ко многим российским кинолентам. Кстати, классикой белорусского кино стал «Город мастеров» с музыкой Каравайчука. Документальный фильм-монолог воспринимается как завещание композитора. Здесь звучит его последнее произведение – вальс «Комарово», посвященное удивительному месту, где жил и творил он сам и многие знаменитые деятели русского искусства.


Музыка Каравайчука стала и камертоном игрового фильма «Кроткая» режиссера Сергея Лозницы. Фильм обрамлен звучанием необычного вальса – изысканно-изломанного, безнадежно-поникшего, в «скупом» звучании фортепиано соло. Основное содержание музыкальной композиции фильма составляют цитаты, которые акцентируют мысли автора. Ощущение исчезнувшего времени несут вальс «Березка» в исполнении Людмилы Зыкиной, патриотическая песня «Броня крепка, и танки наши быстры» и казачья «Расставалася казачка с парнем чернобровым». Смысловым лейтмотивом всего действия стала ария Григория Грязного из оперы «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова. Поскольку в образе главной героини прочитывается метафора современной России – оболганной, униженной, изнасилованной, – то прозрачной воспринимается и аллюзия на современную «царскую невесту». Недвусмысленно дается понять, чьей «невестой» режиссер видит целую страну. Самый обширный пласт в саундтреке составляют блатные и тюремные песни. Среди них «А на воле, а на воле хорошо», «Не воровка, не шалава» в исполнении группы «Воровайки», «Пой, пацанская душа» Олега Кензова. Не обошлось и без знаменитой ямщицкой песни «Ехали на тройке с бубенцами» в характерном, со знаменитой картавинкой, исполнении Александра Вертинского. В ней отчетливо и пронзительно звучит тема пути-дороги как одного из ключевых архетипов русской культуры. Как всегда, Сергей Лозница выступает умным реставратором и тонким ценителем музыкальных первоисточников. И действительно, богатый музыкальный интертекст дает фильму дополнительное смысловое измерение, но порой излишне прямолинейно дополняет визуальный ряд. Между тем в его предыдущих фильмах «Счастье мое» и «В тумане» звуковое пространство выстроено более тонко и полифонично.

Вектор на музыкальную цитату, которая несет закрепленный, устоявшийся смысл, прочитывается и в фильме«Аритмия» Бориса Хлебникова. Здесь, в отличие от картины Лозницы, музыки мало, но она маркирует драматургические переломы. Героиня надевает наушники в момент крайнего раздражения от поведения непутевого мужа, и в фоносферу врываются звуки песни «Наше лето» украинской рок-группы «Валентин Стрыкало». Песня про то, что юность и веселье не забыты, но наступает время ответственности. Песня «Облака» рок-группы «Сансара» такая же «душевная» и незамысловатая и по контрасту оттеняет драматизм и сложность существования людей, зажатых между молотом изматывающей работы на скорой помощи и наковальней запутанной семейной жизни. Тем не менее, надежду и оптимизм вносит финал, где врач пытается преодолеть в мороз огромный поток машин, стоящих в пробках, и сирена скорой помощи воспринимается как звуковой символ.

В документальном кино, как правило, музыки мало. В очень сильный болгарский фильм«Добрый почтальон» режиссера Тонислава Христова она включается как мощное эмоциональное и смысловое обобщение. Фильм рассказывает историю почтальона в небольшом болгарском селе на границе с Турцией, который работает в поддержку приема мигрантов. В фильме много слов и сюжетных поворотов, трагикомические сцены перерастают в настоящую драму – герои поселка борются за должность мэра, но неожиданно для всех побеждает цыганка Веса, которой безразличны проблемы и своих, и чужих. В круговороте драматических судеб, глобальных изменений мира, переселений целых народов теряется ценность человеческой жизни. И протяжная болгарская народная песня в финале ленты воспринимается как плач по родной земле и людям мира.

Своеобразной музыкальной кульминацией фестиваля и «живого» звука стал сеанс старого советского фильма «Дом на Трубной», снятого в 1928 году знаменитым режиссером Борисом Барнетом. Композитор Алексей Айги и его «Ансамбль 4’33» создали яркую музыкальную композицию, где самыми увлекательными стали комедийные и эксцентрические картины старого дома – захламленного, обжитого многочисленными колоритными персонажами. Они постоянно снуют по длинной лестнице, вывешивают на перилах белье и ковры, выметают мусор и даже колют дрова на лестничной площадке. Музыка дополняет действие смысловыми и эмоциональными обертонами. Парикмахер Голиков безуспешно пытается навести порядок в своей замызганной квартире под незамысловатый ироничный вальс – и перед нами образ незадачливого коммерсанта. Известные темы песни «Жили у бабуси два веселых гуся» и балета «Лебединое озеро» Чайковского рисуют комедийный портрет домработницы Парани, которая привезла из деревни в Москву жирного гуся. Безудержный смех зрителей вызвал эпизод постановки в клубе самодеятельности спектакля «Взятие Бастилии», сопровождаемый виртуозными мелодиями и прихотливыми ритмами джазовой импровизации. Надо видеть, как увлеченная сюжетом Параня выскакивает на сцену и лупит версальского генерала, которого играет ее работодатель – парикмахер Голиков. Итог всего – увольнение ее со службы – ярко подчеркнут выразительными музыкальными акцентами. Счастливый финал вызвал настоящий восторг современных зрителей, которых отделяет от времени создания фильма ровно 90 лет. Стилистика музыкального минимализма удачно совпала с монтажным темпоритмом и эксцентрическими поворотами сюжета.

Музыкальные акценты и мгновения «Лістапада» естественным образом составили единую полифоническую ткань, где важно равноправие многих звуковых линий. И в этом кроется одна из необъяснимых тайн притяжения и магии фестиваля.

форма заказа
Прайс-листы

Предлагаем вашему вниманию прайс-листы на оказание различных видов производственных услуг