предыдущая следующая

КШИШТОФ ЗАНУССИ. ВЧЕРА, СЕГОДНЯ И… ВСЕГДА!

10 февраля 2020

СВЕТЛАНА САВЧИК

Во время ХХVI ММКФ «Лiстапад» в столичном кинотеатре «Пионер» состоялся специальный показ премьерной картины Кшиштофа Занусси «Эфир». Фильм представлял зрителям сам пан Занусси, польский кинорежиссер, который на нынешнем фестивале «Лiстапад» возглавлял жюри Национального конкурса. Мэтр сказал, что снял кино о том времени, когда человечество еще верило в науку и научные открытия для прогресса современной цивилизации: «Картина «Эфир» это совместное производство пяти стран – Польши, Литвы, Украины, Венгрии и Италии. Я сделал свою версию Фауста, хотя действие разворачивается в начале ХХ века, на пороге и во время Первой мировой войны. Главный герой врач, который рвется делать эксперименты на людях и использует эфир в качестве средства, не только освобождающего от боли, но и позволяющего манипулировать человеком. Своим фильмом мне хотелось напомнить о том, что во всех религиях есть определение добра и зла, есть Бог и его противник. Без этого зла не возникло бы войны, ГУЛАГа, концлагерей. «Эфир» – это философская картина с тягой к метафизическому излому. Возможно, это отпечаток того, что я изучал физику в Варшавском университете. А физика дошла до очень интересного этапа: она приняла понятие тайны. Никакого противоречия науки и религии давно нет. Еще Эйнштейн говорил, что ощущение таинственности лежит в основе всех наиболее глубоких тенденций в науке и искусстве».

После просмотра зрители включились в диалог с Кшиштофом Занусси. Один был не очень любезен: «Зачем вы последние пятнадцать минут в картине рассказываете, о чем она была? Для интеллигентных людей и так все было понятно». – «При входе в кинозал я не проверяю зрителей на интеллигентность», – ответил режиссер, и публика засмеялась, напряжение было снято. Из зала посыпались вопросы о моральном выборе, судьбе, любви, жизни и смерти – говорили о вечном, как всегда бывает, когда встречаешь умудренного жизнью человека.

Сегодня кажется, что пан Кшиштоф Занусси с нами был всегда. Рожденный 17 июня 1939 года, именитый кинорежиссер, театральный постановщик, сценарист, продюсер, эссеист, философ, лауреат всех главных мировых кинофестивалей и один из последних классиков европейского кино, в творческом арсенале которого более ста фильмов. Несмотря на свои 80 лет пан Занусси продолжает активно снимать, писать и летать по всему миру с презентациями своих фильмов и мастер-классами.

Накануне 80-летия мэтра журналисты подсчитали, что пан Занусси является обладателем 62-х престижных наград международных кинофестивалей, включая Канны, Венецию, Берлин, Москву, Чикаго, Токио, Роттердам и так далее, по всему миру. Но среди огромного списка награжденных и номинированных фильмов есть одна очень значимая для нас картина – «Брат нашего Бога» (1997).

Именно с фильма «Брат нашего Бога» началась дружба минчан с мэтром польского кино. К нашей радости в давние времена Госкино СССР закупалось для проката много фильмов из стран социалистического лагеря. И польское «кино морального беспокойства» было представлено во всех киноклубах Советского Союза, вызывая многочасовые дискуссии о современных, особенных героях.

На протяжении всей своей жизни, всегда оставаясь блестящим оратором и мудрым собеседником, истинный аристократ духа пан Кшиштоф Зануссси сделал бесчисленное количество выступлений и интервью. Приведем лишь некоторые из них, чтобы лучше понять и запомнить навсегда…

«В документальном фильме «Кто вы, пан Занусси» режиссера А. Гитинова вы кажетесь очень демократичным человеком, двери дома которого открыты для всех».

«Ко мне приезжают студенты со всего мира. Я живу чуть за городом (Варшавой), в доме с садиком, собаками и кошками. В доме есть зал, где можно смотреть фильмы, и две большие комнаты для гостей. Кто готов жить в таких «студенческих» условиях – милости прошу. Жена позаботится о завтраке. Люди и встречи – самое главное в нашей профессии, потому что ее задача – рассказывать о жизни. Для меня киноискусство – это прежде всего продолжение литературы, а не живописи. Слово важнее, визуальный образ вторичен».

«Вы экранизировали пьесу «Брат нашего Бога» Кароля Войтылы, будущего папы Римского Иоанна Павла II. Чем она вас заинтересовала?»

«Он написал ее, будучи молодым человеком. Мне просто стало жаль, что этот текст потерялся, а он расширяет представление об авторе. Внутри пьесы будущий папа сопоставил личность Ленина с христианскими святыми и дал этот конфликт на очень высоком уровне. Герой не назван Лениным, но понятно, кого имеет в виду автор. Это не примитивный конфликт атеиста и верующего, а столкновение людей, которые не согласны с несправедливостью: только один движим ненавистью, а другой не может себе это позволить».

«Вы работаете в качестве режиссера большую часть своей жизни. Как вы видите мир, происходящие в нем события? Возможно, будто через объектив кинокамеры?»

«Нет, скорее через объектив прожитых 80 лет. Я видел столько поколений, столько студентов за эти годы. Теперь я уже замечаю некоторую регулярность, повторение. Меня беспокоит, что впервые за историю человечества мы живем так богато в развитых странах. Я имею в виду, что большая часть людей уже не голодает, а ведь раньше весной голодали многие – и в Европе, и везде. Нет угрозы того, что не будет урожая, нет угрозы эпидемии. Я боюсь, что люди теряют связь с реальностью. Им кажется, что это нормально, но это ведь чудо – войны нет уже 75 лет. Я вижу, как растет инфантилизм – взрослые люди ведут себя как дети, они хотят быть детьми. Мужчины до сорока лет живут у мамы, не берут на себя ответственность, не хотят жениться. Но 50-летний ребенок – это против природы. К этим людям обращаются популисты, а популизм очень опасен и в политике, и в искусстве. В искусстве – это попса, а в политике появляются партии, у которых нет программы, есть только детские лозунги. Это может разрушить цивилизацию, и этого я боюсь».

«В России последнее время возникают ситуации, когда из-за претензий общества какие-либо фильмы не доходят до больших экранов. Так было со «Смертью Сталина» Армандо Ианнуччи, очень продолжительное время травили фильм «Матильда» Алексея Учителя, сейчас приняли решение не выпускать «Кролика Джоджо» Тайки Вайтити. Как вы считаете, стоит ли позволять общественному мнению вмешиваться в искусство?»

«Я бы сказал, что это проблемы техники власти. Все эти картины достойны того, чтобы показать их хотя бы в ограниченном прокате, и тогда все было бы в порядке. Если что-то под запретом, то создается впечатление, что в этом есть что-то особенно ценное. Запреты в результате приносят больше таких предложений. Запрещать – не мудро. Есть другие способы повлиять на тех, кто хотел бы посмотреть эти фильмы».

«Возможно, вы слышали об истории с Мартином Скорсезе и его резкой критикой в адрес фильмов «Marvel». Как его современник и классик мирового кино – что вы можете сказать по этому поводу?»

«Комиксы, comicstrips, еще в моем детстве были вещью позорной. Если кто-то приносил в школу комикс, все над ним смеялись: о, неграмотный, ему картинки нужны, он не умеет читать. Комикс, конечно, развился, стал красивее, но все равно это примитивное средство коммуникации с аудиторией. И кино, основанное на нем, тоже очень примитивное. Это массовая культура, и она не так важна, как интеллектуальная».

 «Вы вместе с Анджеем Вайдой были зачинщиками такого движения, как «Кино морального беспокойства». Утверждали, что кино должно бередить общественное сознание. Что сегодня вызывает у вас беспокойство?»

«Ложь, лицемерие, несоответствие слов и действий. Если мы видели невероятное лицемерие коммунистической власти, то стремились это показать. Сегодня мы видим, как врут политики, как богатые врут бедным, но и бедные тоже врут, по своим причинам. Мы и сегодня видим ложь, демагогию и популизм. Чувствуя это, мы должны выражать несогласие. Искусство всегда ищет правды, а правда и добро – идентичные понятия».

«Вы всегда много общаетесь со зрителями, поменялась ли как-то аудитория за эти годы?»

«И я сам изменился, изменилась моя точка зрения. Но я вижу, что контакт с молодой аудиторией есть, и это интересно. Я не верю в разрыв поколений, это иллюзия. Всем молодым кажется, что они не похожи на своих предков, а потом оказывается, что они точно такие же. Разница поверхностная – у тех не было Интернета, у этих есть. Мне интереснее то, что объединяет поколения, почему есть малая часть порядочных людей, малая часть злых и большая часть – неопределенных».

«Одна из ваших книг называется «Пора умирать». В своих фильмах вы исследовали тему смерти. Можно ли сказать, что это ослабило в вас, пожалуй, главный страх человека?»

«Главнейший страх человека меня не отпускает никогда. Смерть пугает нас неизвестностью, как темная комната. А, может, существование вне времени лучше, чем во времени? Это дает надежду…»

«В своей книге «Как нам жить. Мои стратегии» вы пишете о том, что за всю карьеру вы не сделали ни одного фильма, из титров к которому вы бы хотели снять свое имя».

«Это мое счастье, могло случиться по-другому. Бывает, что человек не по своей вине, а может, и по своей, снял такой фильм, в создании которого ему потом стыдно признаться. Мне повезло. Безусловно, есть картины, которые менее хорошие, чем другие, но нет такой, которая, по моему мнению, меня бы позорила».

«Какой фильм вы бы хотели снять еще?»

«Недавно я закончил новый сценарий. Не знаю, как название точно переводится на русский, но, кажется, «Совершенное число» («Perfektnumber»). Это понятие из математики. Хочу сделать современную картину о молодом математике. О человеке, который хотел освободиться от денег. Все хотят накапливать деньги, но мудрые люди знают, что они нужны нам в минимальной степени».

«За всю свою творческую жизнь вы получили множество наград, а где и как вы их храните?»

«У меня есть такая полка, на которой стоят все награды. И есть у меня две кошки, которые развлекаются тем, чтобы эти награды сбрасывать с нее. Я их уже приклеил, но питомцы все равно стараются. Полка эта в темной комнате, проходя мимо, я их не вижу. Не надо наслаждаться тем, что было, надо думать о том, что будет...»

1.     Директор кинотеатра «Пионер» Д. И. Гусаков, зам. директора С. Г. Савчик и мэтр Занусси. 

2.     Кшиштоф Занусси и первый заместитель министра культуры Республики Беларусь Наталья Карчевская. 

3.     Октябрь 1998-го. Встреча в кинотеатре «Пионер», на которую пришли зрители, кинопрокатчики, кинематографисты и активисты киноклубного дижения. 


форма заказа
Прайс-листы

Предлагаем вашему вниманию прайс-листы на оказание различных видов производственных услуг