предыдущая следующая

КЛАСТЕР. КУЛЬТУРА. ЖУРФАК

10 февраля 2020

Все более широкое применение в различных областях – от науки до производства – находит термин «кластер» (англ. – cluster) – объединение нескольких разнородных элементов, рассматриваемых как cамостоятельная единица, обладающая определенными свойствами, необходимыми для решения единой цели.

В один из таких «культурных» кластеров, организованном на факультете журналистики Белгосуниверситета под эгидой кафедры литературно-художественной критики, включился и наш журнал в качестве «свободной трибуны» для кинокритиков поколения «next».

И новую рубрику мы назвали именно так не случайно, объединив в ней несколько студенческих рецензий на фильмы, принявшие участие в Национальном конкурсе ММКФ «Лістапад». Потому что это тоже кластер: юные авторы учатся на разных курсах, у каждого – различные творческие устремления и уровень знаний... Но есть нечто, объединяющее их: интерес к отечественному кинематографу, стремление обозначить его проблемы и попытаться найти пути их решения. Немаловажная «примета»: у наших дебютантов одна специализация – «Литературная работа. Творчество».

Итак, новая рубрика,новые фильмы, новые имена…

АНТОНИНА БАБИНА, 3 курс

Самое чистое из искусств

Одна из прелестей национального кинематографа заключается в том, что в нем всегда можно найти что-то про себя: зритель смотрит на поэтическое отображение своей собственной жизни и понимает, что в ней тоже есть место искусству, что с пространством вокруг можно работать и оно не безнадежно пустое. Без такого рода осмыслений люди начинают чувствовать отчуждение от окружающей их среды и ее вторичность.

К сожалению, у нас редко появляются картины, которые поэтично осмысляют действительность, но если вдруг что-то такое выходит, то незамеченным не остается. Как, например, документальный фильм Максима Шведа «Чистое искусство», после которого на душе тепло и хорошо, а коллективное отчуждение значительно уменьшается.

Потому что с одной стороны, это фильм про ЖЭС-арт и про искусство, а с другой – он про всех нас и про город, в котором мы живем. Да, главный герой – это художник, который вдохновляется ЖЭС-артом и по его подобию создает свои картины, но также главные герои это люди, которые подходят к нему и либо помогают создавать произведения, либо просто рассуждают вместе с художником о ценности его работ и о своем видении и понимании искусства в принципе. Среди них есть дети, философы, такие же художники, тренерпо фигурному катанию, да и просто заинтересованные прохожие – простые люди, которые живут в этом городе и в этой стране и являются носителями национального самосознания. К тому же ЖЭС-арт – это тоже очень национальный вариант нашего осмысления пространства вокруг. Не в каждой стране «красоту» закрашивают. Все это – мы и наша жизнь. И она красивая и даже – поэтичная…

Режиссер Максим Швед сделал хорошую картину про хороших нас. Так что не удивительно, что показ его фильм уже трижды продлили в прокате, ведь людям такое кино нужно. Очень нужно.

P.S. Рецензия на ленту М. Шведа «Чистое искусство» была уже написана, когда в СМИ появилась печальная весть о том, что главный герой ленты, художник Захар Кудин трагически ушел из жизни. На память о нем остались его работы, этот фильм и добрые слова этого отзыва.

 

АЛЕКСАНДРА ЕМЕЛЬЯНОВА, 4 курс

Озеро реальной жизни

Во сколько лет человек взрослеет? Принято считать, что к тридцати, но иногда и после тридцати люди не спешат укутаться в зрелость. У каждого своя отправная точка, первый инсайт, в ходе которого ты уже осознаешь по-другому, ощущаешь иначе. Новый человек. На ступеньку выше, мудрее.

Ясе пришлось повзрослеть рано. После смерти мамы девочка берет все домашние заботы на себя. Хорошо ли у нее получается? Нам сложно сказать, хотя в фильме мы видим, что она изо всех сил старается быть хозяйкой. Для кого? Есть отец. Обычный работящий мужчина средних лет. Вполне еще привлекательный вдовец… Только, вот, ребенок мешает.  Долго думать не стал, собрал старшую дочку и повез в райцентр. Вернулся один…

Картина разворачивается в начале 90-х. В деревне люди жили на хозяйстве – корова, конь, все свое. Осенние пейзажи (по какой-то причине – излюбленное время года у белорусских режиссеров) дополняет музыка этногруппы «Vuraj». Пожалуй, одно из ярких событий в деревне – свадьбу – изображают согласно традиции: во дворе (несмотря на позднюю осень), широкий стол, за который грех не позвать всех односельчан, гармонист и водка. Картина городской жизни показывается куда скромнее. Пустующие улицы, дороги с ямками, здания, нуждающиеся в ремонте. Детский дом, в который попала Яся, тоже другой. Весело, дети кругом, обед какой-никакой, да все равно тоска. Зато как загораются глаза, когда в день «икс» открывается парадная дверь, а там не ребенок, а взрослый… Повезет же сегодня кому-то.

Но Яся повзрослела не в детдоме. Путь девочки от дома в интернат, потом назад домой (конечно, она думала о побеге: зачем все время сидеть и ждать, когда можно самому уйти?) и… третий путь. Назад в детдом. Осознанный. Никто ее не принуждал, она сама. Вот здесь она и проявила определенную зрелость, недетскую мудрость. Вместо того, чтобы как обычному ребенку – назойливо давать знать о себе, она принимает непростое решение – уйти и не мешать, дать отцу создать новую семью. На мой взгляд, сильно и отнюдь не по-детски.

Не для всех нас детство было озером радости. Эта картина о том, как каким это озеро было для Яси.

 

АРИНА КАРПОВИЧ, 3 курс

«Стриптиз и война»

На 26-м «Лістападзе» в Основном конкурсе документального кинобелорусский режиссерАндрей Кутило представил полнометражный фильм «Стриптиз и война». Это история о маленькой семье, состоящей из деда и внука. Они живут в городке недалеко от Минска. Дед – военный в отставке. Внук – стриптизер.

Сильнее всего в фильмах Кутило поражает способность режиссера максимально близко «подбираться» к героям. Он словно растворяется в среде, становится предметом интерьера. Это особенно заметно в фильмах «Гости» (2005), «Раскіданае гняздо» (2019) и, конечно же, в «Стриптизе и войне» (2018).

Почему «Стриптиз и война» – хороший пример документального кино?

Название. Тема войны белорусами всегда воспринималась остро и болезненно. Любые попытки принизить подвиг воспринимаются как оскорбление. А тут рядом со словом, которое до сих пор произносится со страхом, появляется новое. Понятное (пусть и ни разу не увиденное воочию, мной, к примеру…), ставшее уже почти нарицательным, многозначным. В общем, это такой небольшой вызов для старшего поколения и интрига для молодого.

Ирония. Дед ругает внука за то, что тот много говорит по телефону. Внук слушает, кивает головой, объясняет, что это связано с работой. Но дед все равно остается при своем мнении. Проходит время. По телевизору рассказывают об американских базах, что строятся рядом с территорией России. Дед взволновано набирает бывшего сослуживца – начинается долгий разговор о политике и военных действиях.

Столкновения старости и молодости, опыта и эмоций, бытовых вопросов и мечты неизбежно создают конфликты, которые со стороны выглядят комично.

Работа с цветом. Действие фильма разворачивается в двух плоскостях. Первая – это обычная жизнь, с ее рутиной и бытовыми проблемами. Закатки, огороды, поездки в Минск за тканью для нового костюма, собрания БРСМ. Эти эпизоды наполнены природными, естественными цветами: бежевым, зеленым, голубым. Вторая плоскость – работа внука, его выступления в местных клубах и поездки в Литву. Все мерцает и размывается, горит неон. Создается ощущение ирреальности происходящего. Благодаря постоянному чередованию двух плоскостей, двух реальностей, еще более очевидным выглядит конфликт отцов и детей. Еще ярче подчеркивается абсурд, которым часто наполнена жизнь.

Кто мы и где мы. В «Стриптизе и войне» отлично передана драма сразу нескольких поколений. Прошло почти 30 лет после падения Советского Союза, а его последствия все еще коренятся внутри общества. Дед – подполковник авиации. Его комната увешана российскими и белорусскими флагами, он смотрит только военные передачи и на любые жизненные проблемы смотрит через призму войны. Его реальность – это самолеты, дисциплина и строевая подготовка. Внук, отрицая такие жизненные ориентиры, стремится к большей свободе:

– Пройдет время, ты опять инженером пойдешь.

– Когда тебе хочется творчеством заниматься, а тебе: займись-ка ты писаниной. А творчество у тебя будет потом. А оно мне не надо потом.

И пусть выступления стриптизеров уже почти никто не заказывает. Пусть собрать на представление в литовском клубе 300 человек считается успехом. Пусть в ЦУМе нет нужной ткани для танцевального костюма. Лучше уже так, чем работа инженером.

Военная тема фильма отражается не только в воспоминаниях деда, но и в танках, что гремят по улицам Минска. Репетируют парад. Внук стоит лицом к ним и ждет, когда те, наконец, пройдут. Череда гигантских машин не прекращается. Автомобили не могут проехать из-за того, что перекрыт проспект.

…В нашей ментальности война все еще жива.

 

АННА СОКОЛОВА, 3 курс

«Возера радасцi»

Тема безотцовщины и тяжелого детства будет актуальна всегда и во всех странах. Это та тема, которая «цепляет», заставляет испытывать «эмоциональную встряску».

Вот и белорусский режиссер Алексей Полуян выбрал эту трудную, но выигрышную в плане заинтересованности зрителя тему для своей короткометражной картины «Возера радасці».

Мы увидим историю тяжелого детства девочки Яси. Мать умирает, а отец вскоре решает начать жизнь с «чистого листа» с новой женой и маленьким сыночком, а вот Ясю решает сдать в интернат. Девчушка с сильным характером не сдается: она решает во что бы то ни стало вернуться домой. Но будет ли жить Яся в счастливой, полноценной семь?

В основу лег роман «Возера радасці» белорусского писателя Виктора Мартиновича. Но это, конечно, не полноценная экранизация – в короткий метр вошла лишь небольшая часть книги. Это личная история – о детстве отца режиссера, который вырос в детском доме так же, как и главная героиня книги «Возера радасці». Алексею Полуяну, очевидно, хотелось как-то облегчить ношу отца. Начал собирать его рассказы, обсуждать опыт пребывания в детском доме. А когда Полуян прочитал книгу «Возера радасці», понял, что непременно снимет фильм. Затем написал Виктору Мартиновичу и попросил разрешения на экранизацию, но сразу предупредил, что это будет свободная адаптация.

Все герои в основном молчат: скупые на слова, они интересны своей индивидуальностью и глубиной. Серьезная и взрослая не по годам Яся, отчаявшийся, растерянный отец, чуткая, на удивление добрая и понимающая мачеха. Здесь нет четкого разделения на «хороших» и «плохих». Зритель видит жизнь такой, какой она может быть, и тут же понимает, что не вправе судить героев, потому что никто ни от чего не застрахован.

Выразительна игра актеров, которые точно передают белорусский быт и менталитет. Ясю сыграла Анастасия Пляц. Двенадцатилетняя девочка практически играла саму себя, ведь и в реальной жизни Настя молчаливая, серьезная, взрослая не по годам: как и её героиня, она выросла в детском доме. Игорь Сигов прекрасно исполнил роль отца, а Светлане Аникей удалась роль мачехи. Также в картине сыграли Олесь Молчанов, Денис Тарасенко, Елена Зуй-Войцеховская, Татьяна Мархель.

Виктор Мартинович отметил, что именно такими всех своих героев и видел. И даже сам снялся в роли местного жителя, приглашённого на свадьбу. Роль без слов, но достаточно выразительная.

Хочется отметить работу художника по костюмам. Зрителю трудно определить, в какое время происходят события фильма – то ли это 1970, то ли 1980-е или уже 2000-е... Но режиссер намеренно добивался такого эффекта «безвременья». Костюмер Юлия Пякина что-то брала в аренду на «Беларусьфильме», что-то искала по знакомым, а что-то сама покупала. Мастерски смог передать словно застывшее время  оператор Бехруз Карамизаде. Каждый кадр выглядит как законченная картина, которую хочется повесить на стену.

Фильм снят, сказала бы, «коротко, но со вкусом», могу поставить отметку 4 из 5. Живописные кадры глухой белорусской деревушки, самобытные персонажи, редкие диалоги, долгие минуты молчания – все к месту и дает возможность задуматься о самом важном...

Мировая премьера фильма прошла в Клермон-Ферране – на главном кинофестивале короткометражных фильмов в мире. Картина получила несколько призов на престижных европейских киносмотрах – три награды испанского FICBUEU, приз «За лучшую режиссуру» на кинофестивале в греческой Драме, две награды кинофестиваля в Неваде, а также победила в номинации «Лучший короткометражный фильм» немецкой кинопремии Hessen Film Awards. Но и это еще не всё. Картина выдвинута на европейский «Оскар»! Оценку экспертов узнаем только через год. Церемония вручения наград главной кинопремии континента впервые пройдет в столице Исландии.

 

КАРИНА ТАРВЕРДЯН, 3 курс

«Лучшее место на свете»

Анимационная картина режиссера Ирины Тарасовой «Лучшее место на свете» заслуживает внимания: часто ли в мультипликации поднимается проблема выбора жизненной позиции?.. Мышонок, герой нового белорусского фильма, свой первый выбор делает между тем, чтобы остаться в кругу своих близких (которые не видят никаких горизонтов за пределами норы и не прилагают никаких усилий для того, чтобы что-то изменить) и мечтой. Чем не индивидуальность личности и неординарное мышление?

А второй выбор герою предстоит сделать в финале, когда та самая мечта рискует остаться в «сказке», а здравый смысл подсказывает, что из сказки надо бежать. И конечно, к нему стоит прислушаться...

Носителем мудрости является старик, который встречает мышонка-путешественника недалеко от входа в тот самый «неведомый амбар, полный еды, где нет бед». Изначально можно только догадываться, какой смысл несет гора камней, когда пожилая мышь закидывает туда очередной камешек, преподнесенный главным героем. Может показаться, что такое количество мышат спросили об этом же месте того самого старика, когда проходили мимо. Но это не совсем так…

Конец фильма оказывается действительно неожиданным, ведь когда мышонок бежит обратно, складывается впечатление, что он вернется домой, в ту самую мрачную нору. Но потом мы увидим, как он сам находит свое место в жизни, пройдя через испытания и судьбоносные встречи.

Так, после встречи с другим семейством мышей наш герой начинает понимать, что «без забот беззаботной жизни не найдешь». Именно летучие мыши наводят на мысль о том, что «по дороге к мечте есть платные дороги», расчет за которые может производиться не материально, а физически. А сцена в амбаре, где Змей пожирает ленивых толстых мышей, окончательно выводит мышонка из состояния замутненного сознания.

Прекрасный мультфильм! Но есть и недостатки: например, большое количество сложных для детского восприятия слов и выражений («музицировать» и др.).

 

КРИСТИНА КУЛИНКОВИЧ, 3 курс

Прыгажун i Прыгажуня

Подходите ближе, дорогой читатель, не стесняйтесь. Ближе, ближе! Я открою вам секрет хорошего мультфильма. Готовы? Тогда слушайте. Берем коробку восковых мелков, запасаемся улыбками, настраиваемся на нужный, рабочий лад, не забываем о дружбе и уважении, добавляем добра, света и, конечно, щепотку разговоров «о важном» – и… Ваш мультфильм готов!

Не верите, что может получиться? А вот Наталия Дарвина не побоялась рискнуть. И все у нее получилось. Она подарила нам чудесную историю о лягушонке Аполлончике и его подруге Лохнесске («Красавец и чудовище»), за что мы ей очень благодарны.

…До своего знакомства оба героя были полны печали. Аполлончик, к примеру, грустил о том, что никогда не увидит наш красивый мир, ведь тот такой большой, а он всего лишь маленький лягушонок. Но у этого маленького лягушонка было большое сердце, что и помогло ему найти друга – Лохнесску – и доказать ей, что красота не измеряется в сантиметрах и килограммах – настоящая красота прячется в душе. Так дружба залечивает раны, так дружба вытирает слезы, так дружба спасает даже в самые трудные времена.

Благодаря лягушонку Лохнесска вновь начала улыбаться, а Аполлончик с помощью своего огромного, действительно большого друга наконец смог увидеть мир, чего так горячо мечтал.

Мультфильм учит нас быть смелыми, добрыми, дружить и верить в себя, помогать тем, кто в беде, и заботиться о мире вокруг нас. Команда Наталии Дарвиной и Елены Масло создает невероятно красивый мир, который наполнен смыслами-сокровищами, отыскать которые не помешает не только ребенку, но и взрослому.

Учиться никогда не поздно, замечать красоту никогда не поздно и уж, тем более, никогда не поздно быть Человеком с большим сердцем…

…пускай сами мы такие маленькие в этом огромном мире!

 

КАЦЯРЫНА КАСЦЕВIЧ, 4 курс

Гуслі мацней за сякеру

Наколькі важна своечасова зразумець адзін аднога і тым самым пазбегнуць бяды? Што можа ўратаваць, калі, здаецца, нічога не дапаможа: мужныя ваяры вось-вось рынуцца на праціўніка, ніякія слёзы і словы літасці не спыняць перад крывавай бітвай. Ды і які сэнс гэтых словаў, калі мовы розныя і нават самыя шчырыя словы будуць успрынятыя іншым холадна і негатыўна.

Ёсць для такіх выпадкаў іншая мова…

Часам людзям трэ спыніцца і паглядзець на сітуацыю «зверху», як дарослыя глядзяць на учынкі дзяцей. Таму што ў некаторых выпадках  мы такія ж самыя дзеці –наіўныя, але ўпартыя, што бараны. Галоўны герой «Падання пра гуслі», малы хлопец, якому мо і дзесяці гадоў няма, вырашае знайсці свайго бацьку, які ваюе невядома па якіх землях вялікай славянскай зямлі.

Падобна класічнай казачнай кампазіцыі, рэжысёр выбудоўвае сюжэт анімацыі. Тут ёсць як архетып чараўніка, так і пэўная перашкода, з якой хлопчык удала спраўляецца. Цікавай дэталлю з’яўляецца бурная рака, ля якой спыняецца маленькі чалавек. Побач ад ракі гледачу паказваецца невялічкі ручаёк, які ці то выцякае з агульнага русла, ці то наадварот, упадае. Здаецца, быццам аўтар фільму такім чынам параўноўвае вялікае і малое, і роль малога ў вялікім.

– Вецер, вецер, ці ня бачыў ты майго тату?

– Не, ня бачыў…

Чамусьці гэты момант мне захацелася ўявіць у рэальным жыцці, толькі замест адказа чулася б роўнае дзьмуханне ветру сярод хістання сасонак.

Гукі і музыка выбудоўваюць стэржань сюжэта. Гуслі – цэнтральны вобраз-сімвал – становяцца выратавальнікам у кульмінацыі сюжету. Традыцыйна гусляры ў славянскай міфалогіі былі не проста музыкамі. Гэта былі духоўна багатыя людзі з чулым сэрцам. Так, успомніўся Баян з «Слова аб палку Ігаравым», які акрамя таго, што гуляў на гуслях, мог бачыць гісторыю стагоддзяў, прадказваў падзеі. Хлопчыку гуслі таксама надаюцца не выпадкова. Аказаўшыся ў складанай сітуацыі, як кажуць, між двух агнёў, музыка кранула зачарсцвелыя сэрцы мужчын – такіх жа бацькоў, якіх у родных краях чакалі свае хлопчыкі. Сапраўды прыгожае паданне само па сабе эмацыйна кранае прастатой і цеплынёй. Анімацыя варта для прагляду як дзяцей, так і дарослых.


форма заказа
Прайс-листы

Предлагаем вашему вниманию прайс-листы на оказание различных видов производственных услуг