предыдущая следующая

Как снимали «Дикую охоту короля Стаха»

27 апреля 2018

28 марта в культурном пространстве ОК16 состоится творческая встреча с участием лауреата Государственной премии СССР кинооператора Татьяны Логиновой и ассистента режиссера на «Дикой охоте короля Стаха», режиссера-документалиста Юрия Кивалова, исследователя творчества В. С. Короткевича Валерии Кустовой. Ведущая вечера - Ирина Демьянова, киновед, программный директор Минского международного кинофестиваля «Лістапад».


Ровно сорок лет назад началась работа над одним из самых тонких, интересных и успешных белорусских фильмов «Дикая охота короля Стаха», хотя идея экранизировать роман Владимира Короткевича возникла у режиссера Валерия Рубинчика гораздо раньше. «Я был потрясен и сразу захотел сделать фильм, правда, работа началась спустя семь лет». Все, кто работал с Валерием Рубинчиком, вспоминают о нем, как о человеке не просто талантливом, но и широко образованном, чувствующим природу кино и…бесконечно сомневающимся.

Мы перелистаем альбомы с фотопробами и убедимся, что иногда даже на самую небольшую роль пробовались пять, семь актеров… Спустя сорок лет и зная результат актерского кастинга, мы сможем пофантазировать, а что если бы эту роль сыграл… Судя по количеству проб и многочисленным оценкам худсовета, некоторых актеров режиссеру буквально навязывали, к чести Рубинчика, он никогда не шел на компромиссы. Довольно непросто складывалась работа и над литературным сценарием. Первый вариант В. Короткевича был принят на «Беларусьфильме» с серьезными доработками. Рекомендации редакторов и консультантов подчас были довольно противоречивыми.

На основании уникальных архивных материалов, а это стенограммы художественного совета, режиссерский очерк, а также личные воспоминания авторы уникального «сеанса памяти» попытаются воссоздать картину того, как создавался фильм. Как долго выбирали натуру, как художник Александр Чертович искал образ «дикой охоты», как родился художественный и технический прием одного из самых ярких эпизодов в истории национального кино – погони «дикой охоты».

«Для него это была постоянная, глубокая исследовательская работа. Знаете, его рабочий стол был просто завален альбомами по живописи. Буквально каждый план мы оговаривали по много раз», – вспоминает кинооператор Татьяна Логинова.

Существует легенда о том, что Короткевич фильм не принял. Так ли это? А еще, давайте подумаем вот о чем. Оценивая экранизацию любимой книги, отдаем ли мы себе отчет, что имеем дело с художественным произведением совершенно другой природы, что прямая иллюстрация никогда не передаст главное – дух, мысль и атмосферу книги. «Невозможно, да и не нужно сравнивать повесть с фильмом, он как спутник светит отраженным светом своего первоисточника, в котором при более внимательном рассмотрении главным становится не столько напряженность сюжета, что лежит на поверхности, сколько спрятанное глубоко внутри духовное напряжение героев в переломные моменты их жизни», – считал кинорежиссер Валерий Рубинчик.

Сегодня эти слова звучат как художественное завещание двух больших художников, писателя и режиссера, ярких, самобытных, безмерно талантливых и недооцененных, увы, при жизни.

 

Полная версия – в «НЭ» № 3, 2018

форма заказа
Прайс-листы

Предлагаем вашему вниманию прайс-листы на оказание различных видов производственных услуг