предыдущая следующая

FIPRESCI на марше

13 февраля 2018

НАТАЛЬЯ АГАФОНОВА

ФИПРЕССИ (Международная федерация кинопрессы – в оригинале: FIPRESCI –Fédération Internationale de la Presse Cinématographique) была основана почти сто лет назад (в 1925) журналистами Парижа и Брюсселя. Сегодня она объединяет кинокритиков более чем из 60 государств.

Специальный приз ФИПРЕССИ появился одновременно с Каннским кинофестивалем в 1946 г. Тогда его получила французская лента «Фарребик, или Времена года» Жоржа Рукье. В 2012 г. приза ФИПРЕССИ удостоился фильм с белорусским участием «В тумане» Сергея Лозницы. А еще через пять лет жюри ФИПРЕССИ впервые аккредитовалось на «Лістападзе» в Минске.

Жюри состояло из пяти человек: Димитр Кабаиванов (Болгария), Бернар Бессерглик (Франция), Мике Нафс (Нидерланды), Альберт Габай (Израиль), Наталья Агафонова (Беларусь). Зарубежные коллеги не были назначены свыше, а выбрали Минский кинофестиваль по собственному желанию. В частности – из-за интереса к пространству (стране и кинематографу) с сильным российским влиянием.

Главная примета минского жюриФИПРЕССИ: сидеть в зале поодиночке, вести беседы на общие темы и хранить собственное впечатление «неприкасаемым», сжимая в персональный шорт-лист список из 15 кинодебютов. Среди них большинство составили, естественно, фильмы конкурса «Молодость на марше». А вокруг этого ядра расположились четыре документальные картины и три – из «Лістападзіка».

Сюжет и жанр

Докудрайв «Вокруг Беларуси на велосипедах с моторами» (Беларусь, 2017; Национальный конкурс) – road-movie эпохи YouTube. Двое минских приятелей куролесят (в прямом и переносном смысле) по объездным путям от Орши до Мозыря. Фильм «заводится» сходу – буквально срывается с места: прыть, юмор, «нецензурные» лица, местечковый «цирк» и тривиальная пейзажная лирика. Этот полуигровой документальный сюжет абсолютно выбивается из нашего регламентированного насквозь локального кино. Очевидно: «Велосипеды с моторами…» собраны наспех. Ненужный груз – закадровый комментарий, который не просто отяжеляет, но опрощает экранный рассказ. Режиссер Борис Николайчик не доверяет пластической выразительности киноречи. Впрочем, это ведь только начало…

Три дебютных фильма из программы «Лістападзіка» сюжетно завязаны на спорте, но по смыслу – на драме взросления.

«Шаги героя» (Колумбия, 2016, «Лiстападзік») – нравоучительная лаконичная история о том, как десятилетний Эдуардо встает на ноги в прямом и фигуральном смысле. Он учится играть в футбол с протезом вместо правой ноги. Он учится играть на гитаре искалеченными пальцами рук. Естественно, главные (почти сказочные) злодеи – «взрослые». Директор школы-интерната, его заместитель «домомучительница» – сторонники репрессивной педагогики. Единственный наставник высшей пробы – учитель музыки. Он – в команде ребят. Финал этого открытого противоборства, сочиненного сценаристом и режиссером Энри Ринконом, вполне предсказуем: иди, не сдавайся, побеждай!

«Конец лета» (Китай, 2017, «Лістападзік») – вариация семейных отношений трех поколений. Взрослая жизнь представлена режиссером Цюань Чжоу как бы глазами пятиклассника Сяояна. Как бы – потому что этот угол зрения в фильме нечеткий и непоследовательный. Иногда мальчик подмечает больше, чем желали бы его родители. Но, в целом, линии отца и матери, драматургически самостоятельны в заданном автором удалении – друг от друга и от сына. А тот одержим желанием попасть в школьную футбольную команду. Единственный помощник и друг Сяояна – дедушка, тренирующий внука не только управлять мячом, но и чувствовать философию жизни. Сюжет завершается отчетливым моральным резюме и …призывом «лучше играть в футбол, чем его смотреть». Было бы натяжкой истолковать эту фразу, как закамуфлированную рекомендацию настойчиво продвигаться к мечте. На мой взгляд, это рекламное «вбрасывание» на поле футбольной индустрии, набирающей обороты в Китае.

Картина «Ава» (Германия, 2017, «Лістападзік») – настоящая драма без поддавков, без скидки на отрочество героев. И в данном случае спорт (гимнастика) – это изнуряющие тренировки и настоящее соревнование с близкими друзьями. Сложный психологический рисунок фильма мотивирован на каждом повороте событий.

Двенадцатилетняя Ава живет в специализированной школе-интернате: таковы условия на пути в большой спорт. Девочка из смешанной семьи: отец – немец, мать – русская. Ее смерть (завязка фильма) – означает «не прижившаяся». И гимнастика для Авы – отнюдь не заветная мечта, а лишь неукоснительное следование желанию матери. Ее невысказанному острому желанию «укоренить» дочь в немецкой среде. Поэтому режиссер Сабина Норат превращает в прозрачную аллегорию серию эпизодов урока немецкого в параллели с упражнениями на узком гимнастическом бревне. И там, и тут Ава прилагает втрое больше упорства, чем ее одаренная подруга-соперница. Внутренняя связь девочки с матерью очень прочна. И нужна воля, чтобы, наконец, сойти с запрограммированной траектории. Этот от(раз)рыв для Авы – начало юности.

Полная версия – в «НЭ» № 1, 2018.

Слева направо: Димитр Кабаиванов, Наталья Агафонова, Альберт Габай,  Бернар Бессерглик.

форма заказа
Прайс-листы

Предлагаем вашему вниманию прайс-листы на оказание различных видов производственных услуг