предыдущая следующая

Европейский кинорынок:
в первом приближении

6 мая 2020

ДАРЬЯ АМЕЛЬКОВИЧ

В то время, когда профильные журналы продолжают печатать расширенные рецензии на фильмы Берлинского кинофестиваля, предлагаем вернуться на площадку международного кинофорума, где также царили нешуточные страсти. Речь – о Европейском кинорынке Берлинале, (не) участие Беларуси в котором обсуждалось в социальных сетях некоторое время назад. Как выглядит кинорынок в в первом приближении? Правда ли, что в нем не принимали участие белорусы? Совершим небольшой «кэмбэк», чтобы порассуждать над тем, каким может быть дальнейшее участие нашей страны в подобных событиях.

EFM– что это такое?

Европейский кинорынок Берлинского кинофестиваля (EFM) – один из крупнейших в Европе, если не в мире. По словам организаторов, он входит в тройку топовых мест для встреч представителей кино- и медиа-индустрий и считается своеобразным «компасом, барометром и лидером нового киногода». «Новые производства и разработки, перспективные бизнес-модели, контакты и контракты. Все начинается тут!», – Европейский кинорынок также стимулирует и поощряет инновации и изменения в кинопроизводстве.

В этом году на EFM присутствовали более 11 тысяч участников (11 423) – это рекорд в сравнении с предыдущими годами. Специальные платформы – Копродукционная (Berlinale Co-Production Market), Конференция и кинорынок сериалов (Berlinale Series Market & Conference), Салон документального кино (DocSalon), Горизонт (EFM Horizon) – с акцентом на цифровую культуру и новые технологии в кино. Хаб для продюсеров (EFM Producers Hub) и, например, новая платформа Ориентир (EFM Landmark), собственно, ориентированная на работу так называемых кинокомиссий, что занимаются продвижением кино, а также «раскруткой» местных локаций: специалисты, участвуя в работе платформы, могут получить знания о том, как, скажем, из локальных площадок сделать международный кинобренд.

Еще одна из особенностей Берлинале – помогать развивающимся индустриям. В этом году на Европейском кинорынке статуса специального гостя удостоилась Чили, а также киноиндустрия целого континента – Африки. Проекты в разработке, презентации, дискуссии – ряд мероприятий на специальной платформе Berlinale Africa Hub стали основой для развития дальнейших деловых связей между африканскими и европейскими кинематографистами. Словом, EFM дает приличное количество возможностей самым различным специалистам вложиться в развитие своего кинобизнеса, найти партнеров, обсудить проблемы или повестку дня и, конечно, продвинуть и продать свой продукт.

Кинорынок вблизи

Когда попадаешь на EFM, от богатства предложений просто захватывает дух – тут нужно уметь ориентироваться и расставлять приоритеты. Несомненно, попасть на публичные дискуссии и обсуждения не составляет проблемы, но если мы говорим о серьезных игроках киноиндустрии и установлении долгосрочных контактов, тут важно позаботиться о встречах заранее. Обычно график ключевых фигур расписан еще до работы кинорынка, и вклиниться в расписание непосредственно «на месте» – уже проблематично.

Прогулка по одной из площадок EFM, Марриотт-отелю, производит сильное впечатление. Павильоны самых разных стран и регионов мира – Испания, Турция, Хорватия, Италия, Мексика, Южная Корея... Естественно, возникает желание увидеть стенд Беларуси на таком представительном форуме. Важно отметить, что в позиционировании индустрий акцент делается в основном именно на страну как совокупность возможностей, а не только на кинофонды. Но, в принципе, и такое не исключается.

«Приглашаем вам снимать в Таиланд!» – обращается ко мне симпатичная девушка, как можно догадаться, из павильона страны, известной своими тропическими пляжами и королевскими дворцами. Промоутер протягивает мне буклет, напечатанный, кстати, Министерством туризма и спорта Таиланда, дарит различные рекламные материалы. Видно, что представительница заинтересована в дальнейшем разговоре, но я погружаюсь в промопродукцию, чтобы узнать больше о киноиндустрии и предложениях таиландцев в кино.

«Поразительные кинолокации в Таиланде» – так называется буклет, который, в частности, имеет несколько разделов. Первый – «10 естественных локаций»: в нем размещены фотографии пляжей, пещер, водопадов, морей, словом, экзотических пейзажей, в которых предлагается снимать кинокартины. Следующая часть – «32 локации со строениями, созданными человеком» – уже фиксирует мосты, дороги, фермы, парки, храмы, дамбы, стадионы, городскую среду и архитектуру. Дальше – «58 видов культуры и образ жизни» – тут глаз радуют яркие изображения местных фестивалей, традиций, ремесел, рынков и даже блюд национальной кухни... Только предпоследняя глава демонстрирует потенциал таиландской съемочной команды: технические возможности, трюки каскадеров, мастерство гримеров...

К чему столько внимания какому-то каталогу? Меня поразил этот пример позиционирования, где информация в виде изображений «разложена по полочкам», и ничего не остается «за скобками». Почти все, по сути, может стать продуктом, а значит принести деньги в экономику – не только профессиональные умения, но и визуальные образы, которые имеет страна. Фотоснимки невзрачных, но колоритных домиков, где сушится белье, или улыбчивые сборщицы урожая, одетые в рабочую одежду – это все будущие кадры для чьих-то кинопроектов. Кино – это услада для глаз, визуальное искусство, и видно, что в Таиланде это понимают. Впрочем, как понимают и в других странах-участницах кинорынка, чьи стенды призывают инвесторов и агентов слоганами: «Потрясающие локации. Мы – ваш новый съемочный пункт назначения». Первый урок кинорынка – продается даже пейзаж.

Новые имена и кинофонды

Прогуливаюсь дальше и пробую узнать про киноиндустрии ближайших к нам просторов. Павильон Грузии встречает большим портретом новой и, наверное, уже не только грузинской, но и европейской кинозвезды – Левана Гелбахиани, исполнителя главной роли в международном проекте «А потом мы танцевали» (Грузия, Швеция, Франция). Леван был отмечен на последнем «Лістападзе» за лучшую мужскую роль, как и на других кинофорумах, и сегодня ассоциируется с новым грузинским кино. Вот пример позиционирования страны через новые имена. Также делаю отметку в условном блокноте.

Большой стенд Литвы. Двигаюсь к нему и обращаюсь с вопросом к представительнице литовской киноиндустрии об актуальных проектах. Она, немного смутившись, показывает открытку с названием фильма «Замок» и добавляет, что фильмов в запуске, на самом деле, много. Узнав о моем интересе к промоции кино, она охотно рассказывает: «То, что мы здесь, на Берлинале – это и есть наш вклад в продвижение кино. Я представляю Литовский киноцентр, и мы показываем, что киноиндустрия у нас работает, нам важно ее развивать, и мы заинтересованы в дальнейшем международном бизнесе». Девушка протягивает мне буклет и отмечает сумму государственных финансовых вложений в литовский кинематограф за 2019 год – 6 431 000 евро. За этот срок на экраны вышло 17 полнометражных игровых лент, 7 анимационных и 16 документальных. Интересно, что лидером в местном прокате за 2019-й стал именно литовский фильм «Фальшивый миллионер», который обошел по посещаемости «Джокера». «Но есть и свежие релизы, сделанные в копродукции, – говорит моя собеседница, – лента «В сумерках» Шарунаса Бартаса (совместное производство Литвы, Латвии, Франции, Чехии и Сербии), «Парфенон» Мантаса Кведаравичуса (Литва, Франция, Украина)».

В буклете девушка указывает и на данные по соседним с Литвой балтийским странам. Лидером по поддержке своей киноиндустрии в регионе является Эстония: более десяти миллионов евро против шести с чем-то миллионов государственных финансовых вложений в Латвии. И что симптоматично – также самыми популярными в местном прокате за 2019 год оказались ленты своих авторов: в Эстонии – «Правда и справедливость» Танела Тоома, в Латвии – «Метелица душ» Дзинтарса Дрейбергса. Замечаю и еще один важный момент: если в Литве средства на кино выделяются из Литовского киноцентра, то в Эстонии финансирование поступает из трех институций: Министерства культуры, Эстонского киноинститута и Культурного фонда. Если сделать сравнение с Беларусью – очевидно, что специальных организаций (за исключением Министерства культуры), направленных на поддержку кино, у нас нет. И это третий урок кинорынка.

Полная версия – в «НЭ» № 4, 2020

форма заказа
Прайс-листы

Предлагаем вашему вниманию прайс-листы на оказание различных видов производственных услуг