предыдущая следующая

Дом, где разбиваются сердца

13 февраля 2018

ЛЮДМИЛА САЕНКОВА

На XXIV«Лістападзе» было многое такое, к чему применимо слово «впервые». Впервыебыла введена многозальная (в нашем варианте – многокинотеатральная) система показов. Это означает, что, с одной стороны, были разведены разные зрительские аудитории: для жюри и прессы был предусмотрен аристократический, комфортный, уединенный «FalconClubбутик кино»; для остальных, именуемых в обиходе «массовые зрители», – традиционные многолюдные «Центральный», «Мир», «Пионер», «Беларусь». С другой стороны, в разбросанные по разным концам города залы не всегда удобно было добираться, особенно тем, кто хотел схватить по максимуму. Полагаю, что рано или поздно придется создавать некий отдельный просмотровый комплекс, свой Синема Вилледж.

Впервые на этом фестивале работало международное жюри кинокритиков FIPRESCI.Впервые церемония открытия соответствовала крупному кинособытию в том смысле, что акцент был сделан не на музыкально-развлекательное шоу, а собственно на кино. Впервые это событие было обеспечено весьма приятной и качественной промопродукцией: блокнотами, сумками, майками, кепками, картами города, играми с «лістападным»логотипом. Впервые Национальный конкурс был представлен внушительным количеством – 32 фильма разных видов: 9 игровых, 13 документальных, 10 анимационных. К тому же стоит вспомнить, что в Музее истории белорусского кино отдельно была представлена «Белорусская панорама». Впервые появились новые кинорубрики: «Фантастические параллели», «(Не)детские истории», «Россия. XXIвек», «Литовское кино. Классики и современники».Впервые обширно была представлена кинопанорама тех стран, которые сегодня называются «ближним зарубежьем», а прежде это были «советские республики». Впервые фильм одной из таких бывших республик был удостоен Гран при XXIVМинского международного кинофестиваля.

Национальное = общечеловеческое

На этом фестивале со всей очевидностью еще раз подтвердилось то, что не требует доказательств, пояснений: любое по-настоящему национальное кино интересно тогда, когда там есть национальные категории – время, пространство, традиции, характеры. То национальное, которое открывает нечто новое о своем современном или прошлом, реальном или мифологическом, то национальное, которое приподнимается над повседневно-бытовым и переходит на уровень сущностно-бытийственного, будет интересно любой аудитории независимо от национальности и места проживания. Такое национальное всегда общечеловечно.

Как, казалось бы, далеки от нас эстонские языческие предания, их национальные сказания и притчи! Однако мифологические сюжеты, загадочные мистерии, воплощенные в фильме «Ноябрь»(реж. Райнер Сарнет, Эстония, Нидерланды, Польша), стали близкими и понятными людям разных ментальностей, киновкусовых предпочтений. Эта картина была удостоена сразу нескольких призов: «За лучшее звуковое (музыкальное) решение»–композитор Яцашек, «За лучшую операторскую работу»– оператор Март Таниэль и Гран-при как лучшему фильму. Все абсолютно справедливо.Кстати, Эстония выдвинула «Ноябрь» на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». В основе фильма – роман «Гуменщик» известного писателя Андруса Кивиряхки. «Ноябрь» – своеобразный микс юмористической сказки, волшебного фэнтези, трагической мелодрамы. Границы между этими жанровыми форматами настолько зыбкие, что практически невозможно заметить, как, когда и где юмористический рассказ превращается в грустное повествование об обездоленных и жалких, смешных и жестоких, нищих и хитроватых жителях одной эстонской деревни. Чего и кого только нет в этой прекрасной фантасмагории: молодой крестьянин Ханс, влюбленный в господскую дочку; очаровательная Лийна, безнадежно влюбленная в Ханса; грубый мужлан Эндель, за которого отец хочет выдать замуж Лийну; экстравагантный дом и челядь местного хозяина; покладистые и норовистые домовые, собственноручно сделанные крестьянами из подручного инвентаря для помощи по хозяйству; встреча с душами умерших родственников в лесу; поиск захороненного сокровища и поединок с нечистой силой. Далекие, нереальные сюжеты постепенно превращались в поучительную притчу о человеческой жадности, о вечном стремлении к собственности, о непрекращающемся желании что-то иметь. Главные герои хотели получить любовь, а второстепенные персонажи – получить прибыль на продаже краденого, найти спрятанные сокровища или просто реализовать свою жаждут жить, получать богатство и удовольствие.

Этот фильм так ярко и незабываемо взошел на «лістападный» киноолимп, возможно, потому, что мифологические сказания как общая праистория некими фантомными импульсами до сих пор отзывается в душе каждого из нас. Но, возможно, еще и потому, что «Ноябрь» предсталяет потрясающую по визуальной красоте, изысканную живописную фреску, где невероятно пульсирует свет, где по-особенному расступается тьма, чтобы сделать видимым то, что скрыто от внешнего зрения, где абсолютно естественно соединяются земное, бытовое и вечное. В том кинопространстве стало возможным увидеть, как души мертвых встречают пришедших на День поминовения родственников, как всегда рядом могут быть те, кого давно нет, как вершатся высшие суды и как каждый получает «по вере его». На этом фильме все сошлось лучшим образом: история, сюжет, изображение, звук, соединившись в единое изысканное целое, как будто раскрыли некий глубинный метасмысл так, что все почувствовали себя причастным к той далекой, «невсамделишной» истории. Полное отсутствие зрелищных спецэффектов, минимум диалогов, максимум визуального изыска, глубинные смысловые коды выводят это произведение на уровень высокого искусства кино и придают этому черно-белому фильму особый стилевой шарм.

Будет «Ноябрь» с «Оскаром» или не будет – уже не столь важно, хотя и желательно. Важно, что он уже вошел в историю мирового кино как один из самых ярких, подлинно национальных фильмов, открывающих общечеловеческие ценности. А еще важно, что благодаря этому факту Эстония начинает занимать свое место в мировом кинораскладе.

Дом

Главным пространством представленных на этом фестивале фильмов является дом. Дом в конкретно житейском плане и в универсально метафизическом. Киргизский «Кентавр» (реж. Актан Кубат, Кыргызстан, Франция, Германия, Нидерланды, Япония) – фильм про то, как постепенно исчезают традиции, как исконное подменяется сиюминутным, а значит – про то, как дом начинает разрушаться. Дом как категория историческая и нравственная. Но это и конкретный дом конкретной семьи. «Кентавром» называют тихого, скромного киномеханика, который дорожит своим домом, где его всегда ждут любящие жена и сын. Но мало кто знает, что «маленький человек» по-своему понимает и переживает большую историю. Он верит в то, что киргизский народ сможет вернуть себе силу с помощью своих лошадей. Ведь когда-то это был единый и сильный народ, с годами утративший традиции и благополучие. Снять проклятие может всадник, готовый скакать ночи напролёт с молитвой о прощении. Поверив в легенду, герой на время крадет лучших лошадей и скачет в ночи, раскрыв руки навстречу небу, звездам, молчащей степи. Кентавр становится конокрадом. И несмотря на то, что лошади возвращаются к своим хозяевам и ничего криминального как будто бы не было, его раскрытая тайна оборачивается против него. Герой не мог не стать трагической фигурой в ситуации засилья лжи, коррупции и фарисейства. Однако он – герой, бросивший вызов тем новым правилам, которые губительны для жизни как отдельного человека, так и народа в целом. По сути, это фильм о поиске Бога в человеке, отчаянно борющемся за сохранение настоящих ценностей. А еще это сага о метафизической связи между прошлым и настоящим, традицией и моралью.

Полная версия – в «НЭ» № 1, 2018.

 

Гран-при ХХIV Минского МКФ «Золото «Лicтапада» получает режиссер Райнет Сарнэт (художественный фильм «Ноябрь», Эстония).


Специальный приз Президента Республики Беларусь «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве» народному артисту России, кинорежиссеру Владимиру Меньшову вручает вице-премьер Василий Жарко.


Специальный приз Президента Республики Беларусь «За гуманизм и духовность в кино» автору художественного фильма «Кентавр»Актану Арыму Кубату (Кыргызстан) вручает министр культуры Республики Беларусь Юрий Бондарь.


Приз зрительских симпатий творческому дуэту игровогофильма «Канделария» (Колумбия, Германия, Норвегия, Аргентина, Куба) вручает Председатель ММКФ «Лiстапад» Геннадий Давыдько.


Приз Гильдии киноведов и кинокритиков Белорусского союза кинематографистов режиссеру-дебютанту Юлии Шатун (фильм «Завтра», Беларусь) вручает председатель Гильдии Игорь Авдеев.

форма заказа
Прайс-листы

Предлагаем вашему вниманию прайс-листы на оказание различных видов производственных услуг