предыдущая следующая

Диалоги с Платоном

5 апреля 2019

АЛЕКСАНДР МОРУНОВ

Папа, почему одни фотографии ты делаешь цветными, а другие черно-белыми?

Смотри, Платон, каждый цвет – это как слово, он может иметь собственный смысл и настроение. Еще есть форма предметов или то, как они расположены, – это тоже вид сообщения. Как на дорожных знаках: красный – нельзя, зеленый – можно. Если цвет и форма дополняют друг друга, то фотографию лучше сделать цветной. Иногда цвет отвлекает. Как если бы в светофоре загорелись все лампы сразу. Тогда черно-белый вариант будет лучше.

Кажется, понятно, но без цвета все получается бесцветным и скучным. Это хорошо, что мы не живем в черно-белых картинках. Включи лучше мультики!

Однако многообразие детских анимационных фильмов, доступных по ТВ или в Интернете на русском и белорусском языках, оказывается иллюзией. Стоит провести перед экраном достаточно долгое время, чтобы убедиться в этом. Поэтому каждый новый мультфильм – это небольшое событие. Их никогда не бывает чересчур много. Так что, воспользовавшись служебным положением, я решил сделать своему восьмилетнему сыну Платону маленький подарок: мы вместе посмотрели программу анимационных фильмов Национальной киностудии «Беларусьфильм» за 2018 год. Так я узнал мнение сына как представителя целевой аудитории.


Теперь по порядку.

«Магістр вольных мастацтваў. Францыск Скарына», режиссер Елена Петкевич. Автор сценария Дмитрий Якутович. Художник-постановщик Светлана Котлярова. Композитор Софья Петкевич. Звукорежиссер Константин Фатеев. Роли озвучили: Александр Ткаченок, Виктор Манаев, Юзеф Шумович, Роман Подоляко.

Платон: «Это мультик с питерским настроением. Его делали в Эрмитаже? Весь как бы из старых картин. Очень длинный, печальный и мрачный, хотя очень стильный. Кажется, его сделал какой-нибудь старый профессор для старых профессоров. Слишком многое непонятно и не объясняется. А львы и драконы – это красиво».

«Тошка и его друзья. История вторая «Тошка спешит на помощь»,автор сценария и режиссер Александр Ленкин. Художник-постановщик Александра Ишмуратова. Композитор Игорь Волчек. Текст песни Елена Мельникова. Звукорежиссер Владимир Ермоленко.

Нам с Платоном фильм единодушно понравился. Яркая анимация, запоминающиеся персонажи, совершенно ненавязчивый дидактизм, веселый и добрый юмор с белорусским колоритом. Платон узнал озеро Нарочь на карте и в Тошке картошку, ничуть не удивился кошке – божьей коровке и зеленой собачке-гусенице. А про медведку пришлось погуглить – о существовании таких фантастических монстров городской ребенок узнал впервые. Еще одной приятной новостью стало то, что в Интернете уже существует целая серия фильмов про Тошку.

«Опасные встречи» (часть анимационного полнометражного мюзикла «Звезды Седьмого неба»), режиссер Елена Турова. Авторы сценария: Геннадий Давыдько, Елена Турова. Художник-постановщик Светлана Ковалевская. Композитор Леонид Ширин. Автор текстов песен Елена Турова. Звукооператор Андрей Волков. Роли озвучивали: Юрий Ващук, Георгий Волчек, Анатолий Длусский, Иван Вабищевич, Ольга Рыжикова, Диана Красуцкая, Наталья Дмитриева, Светлана Залесская-Бень.

Фильм понравился яркой анимацией, колоритными персонажами, музыкой и увлекательным действием. Особенно понравилась отвлеченность сюжета от реальной жизни и полная фантазийность. Баюшка напомнила некоторых героев японского аниме, а Великарл – вредного Тролля из российского полнометражного анимационного фильма «Снежная королева» .

«Азбука опасностей. Похищение в гости», режиссер, художник-постановщик Татьяна Кублицкая. Автор сценария Рита Шаграй. Стихи Андрея Сметанина. Композитор Елена Атрашкевич. Звукооператор Павел Голяс. Роли озвучивали: Елена Бикренева, Юлиана Михневич, Александр Жданович, Анна Козлова.

Платон: «Ну вот опять: это опасно, то опасно, все опасно. Уже в школе с этими опасностями-безопасностями надоели. Только жить и бояться. Хотя история интересная. Иногда в гостях так и кажется, что ты у кого-то в плену. И все в фильме темное, мрачное... Хотя гномы Бакуня и Чаруша забавные» .

«Волчишка», автор идеи, режиссер Игорь Волчек. По мотивам одноименного рассказа Евгения Чарушина. Авторы сценария: Рита Шаграй, Галина Романова. Художник-постановщикГалина Романова. Композиторы:Андрей Молокович, Инна Пересецкая-Молокович. Звукорежиссер Сергей Чупров. Роли озвучили: Дмитрий Пустильник, Игорь Волчек, Карен Карапетян.

Возвращаясь к рзговору о черно-белой эстетике. Неожиданно мой эксперт Платонсаныч заявил, что он, кажется, понял наконец ее смысл. Она передает настроение, когда хочется бегать, играть, но почему-то нельзя. Отсутствие цвета подчеркивает яркость моментов радости. Разумеется, ребенок выразился более эмоционально и не настолько литературно, но достаточно ясно. Фильм растрогал ребенка буквально до слез умиления. Понравился больше, чем все предыдущие. Смешные кот и собака, скучный дядька, напомнивший родного деда, что грустит о былых приключениях, непонятная сварливая тетка и милиционер. «Он думал, что сделал как лучше, но волчонок не хочет грустить в маленьком доме с дядькой и бояться милиционера. Все любят разные вещи» .

«Лагодны воўк», режиссер Наталия Дарвина. Авторы сценария: Елена Масло, Наталия Дарвина. Художник-постановщик Светлана Котлярова. Композитор Леонид Павленок. Звукооператор Владимир Ермоленко. Роли озвучивали: Александр Жданович, Виктор Манаев, Виталий Редько.

Здесь просто не было предела восторгам, жестам и междометиям. Ребенок вскочил с дивана и отплясывал под «Нагуаль». Еще дважды включали повтор. «Это про того волчишку продолжение. Он вырос и стал добрым волком». Сама история, анимация, музыка, юмор выше всяких похвал. «Самое первое место в моем личном рейтинге!» Что тут добавить! Вполне солидарен.

«Як сінячок да сонца летаў», режиссер Наталия Костюченко. Автор сценария Дмитрий Якутович. Художники-постановщики: Константин Костюченко, Наталия Костюченко. Композитор Владимир Жуковский. Текст читал Игорь Сидорчик. Звукорежиссер Андрей Волков.

«Это же Прометей!» – воскликнул Платон, после чего я спросил, откуда он знает о Прометее, а ребенок порасспросил из области орнитологии, а заодно из истории быта полесских крестьян – неужели зимой босиком ходили, печи в домах не топили? Нет, говорю ему, – и на ноги что-нибудь да наматывали даже самые бедные, хоть в каменном веке, и печи топили, благо лес и дрова всегда в изобилии. Это художественное преувеличение для большего эффекта.

Здесь мы оба задумались о том, что зимние холод и пасмурный полумрак ни в каких дополнительных эффектах не нуждаются, даже когда в доме тепло и есть что надеть. Вот посмаковать грусть-тоску и тяжелый быт, поныть и поплакать – это такая этнография, которая и взрослым, не то что детям, способна подпортить впечатление от чего угодно. Хоть всех синиц сразу созывай, и пускай будут добрый и тонкий юмор, цвет и свет! Яркая сторона белорусской культуры не нуждается в геолокации и этнических маркерах. Свое лицо у белорусской анимации есть и так, и вполне симпатичное.


форма заказа
Прайс-листы

Предлагаем вашему вниманию прайс-листы на оказание различных видов производственных услуг