предыдущая следующая

Дерзкий путь наверх сложен

21 марта 2018

ВЛАДИМИР МЕЛЬНИЦКИЙ

В этом фильме все соединилось как нельзя лучше: драма, конфликты, личности, характеры, истории, время, эпоха. И так сошлось, что одно без другого немыслимо: страна без спорта, спорт без своих героев, герои без драм, человеческие истории без истории страны. В фильме «Движение вверх» (режиссер Антон Мегердичев, Россия), созданном по одноименной автобиографической книге великого баскетболиста Сергея Белова, все сосредоточено на жизни и победе реальной советской баскетбольной команды, впервые одержавшей победу в 1972 году над непобедимыми американцами.

Все так и было: в 1970 году легендарного тренера сборной СССР по баскетболу Александра Гомельского сменил наставник ленинградского «Спартака» Владимир Кондрашин, которого команда приняла не сразу. Потом были изнурительные и жесткие тренировки, непростые психологические конфронтации между игроками и тренером, между тренером и партийными кураторами, чемпионат в Мюнхене, трагическая ситуация со сборной Израиля, после чего советская команда должна была отказаться от игры, напряженная схватка со сборной Америки. Собственно, этот матч и стал кульминационным моментом картины. Это было событие, которое вошло в историю не только как неожиданная и долгожданная победа советской сборной, но и еще как событие, которое вызвало небывалый прилив настоящих патриотических чувств. Острые проходы и перехваты самого быстрого игрока сборной СССР Зураба Саканделидзе, беспроигрышные попадания мяча самого точного игрока Сергея Белова, удачно пробитые штрафные Модестаса Паулаускаса, точно поданные пасы Александра Белова, Алжана Жармухамедова, знаменитый «золотой пас» белоруса Ивана Едешко, стычка между советским игроком Михаилом Коркия и американцем Дуайтом Джонсом, настоятельное требование помощника тренера сборной Сергея Башкина у судейского столика предоставить тайм-аут, беспрецедентный физический прессинг советских игроков со стороны американских спортсменов описаны во многих книгах и стали мировым достоянием.

Сама реальная ситуация была до предела напряжена и остро сюжетна. В фильме соблюдены все драматические моменты, которые позволили выявить лучшие качества каждого персонажа. Тренер Владимир Гаранжин (Владимир Машков) – психологическая и нравственная основа команды. Он умело принимает непростые «пасы» от всех членов сборной, тонко понимает особенности каждого игрока. Он сумел сохранить слаженную команду и вывел ее к непростой победе. Бескомпромиссный Сергей Белов (Кирилл Зайцев), лирический Александр Белов (Иван Колесников), трогательный Иван Едешко (Кузьма Сапрыкин), преданный Алжас Жармухамедов (Александр Ряполов), во всем сохраняющие особенности своего национального характера Зураб Сканелидзе (Иракли Микава) и Михаил Коркия (Отар Лордкипанидзе), переживающий определенную социальную и национальную драму Модестас Палаускас (Джеймс Тратас). По-настоящему интернациональное единство, где каждый дополнял другого, где по-настоящему работал знаменитый лозунг: «Один за всех, и все за одного». Этот фильм и о стране, которая едино жила победами всех своих команд, будь то баскетбол или хоккей, футбол или фигурное катание. Но это фильм и о другой стране, которой во что бы то ни стало нужна была победа баскетболистов к 50-летию образования СССР; о стране, где знаменитый тренер вынужден был отдать с трудом накопленные на лечение сына собственные деньги на операцию игрока команды, поскольку на эту операцию денег у государства не было; о стране, внимательно «страховавшей» команду прослушками и доносами; о стране, где таможня подробно досматривала вещи возвращавшихся с победой игроков и унижала обвинениями кого за избыточные сувениры, кого за провозимые дубленку и икону, кого за джинсы или за что-то еще.

И все-таки это фильм о людях, которым были свойственны честь и достоинство, вера и воля, порядочность и справедливость; о той атмосфере, которая способствовала победе; о чувстве патриотизма, которое сплачивало всех. Это чувство передалось даже в зрительный зал, потому как на той самой исторической третьей секунде, когда был заброшен последний мяч в кольцо американцев, и победа стала очевидной и необратимой, сегодняшние зрители ликующе зааплодировали и привстали. Магия кино? Скорее всего, сила правды и доверия к истории, а еще любви ко всему тому лучшему, что у нас было и что нас до сих пор объединяет. Кстати, на сегодня это самый кассовый российский фильм. Полагаю, что и у белорусов есть много достойного в разных сферах жизни, о чем стоит помнить, гордиться и снимать фильмы.

форма заказа
Прайс-листы

Предлагаем вашему вниманию прайс-листы на оказание различных видов производственных услуг