предыдущая следующая

Bello, belisimo, splendido*,
или Львы, биллборды, ихтиандры...

13 февраля 2018

CВЕТЛАНА САВЧИК

Именно так, лаконично, соединяя, казалось бы, несоединяемые обороты итальянского, английского и русского языков, можно передать незабываемые впечатления от последнего Венецинского международного кинофестиваля. И это неудивительно: только в Венеции возможно все.Трудно найти город на планете, который был бы более романтичен и кинематографичен, чем Венеция...

Великая красота Венеции... Она повсюду: обволакивающая, всеобъемлющая, всепобеждающая, да и победившая всех давно. Время здесь словно остановилось. Не перестаешь изумляться и постоянно ловишь себя на мысли, что венецианское прошлое не исчезло, вечная красота свежа, как «высокая вода», а с моста Риальто «слышны» голоса куртизанок, которые красотой своей всегда создавали и прославляли великолепные города и были увековечены в литературе и живописи.

Здесь толпы туристов днем и мертвое безлюдье по ночам, здесь Вивальди и Тициан, Гоцци и Тинторетто, Каналетто и Палладио, Дягилев и Бродский... Зведь палаццо, обустроенные с невиданной роскошью, и стариннные «небоскребы» венецианского гетто, мерцающее золото смальт в базиликах и разноцветный звон муранского стекла... О, этот чудный, неповторимый город на воде! Зыбкий, обманчивый, уже потерявший счет наводнениям, – он просто находка для кинематографистов, идеальная декорация для помпезного костюмного фильма про Казанову, для вампирских хорроров, для лихих триллеров, для авантюрных приключений «Бондианы» и «Индианы» и, конечно же, для чувственных мелодрам.

Знаменитые венецианские голуби – потомственные статисты: еще их прадеды красиво обрамляли кадр или тревожно взмывали над каналами по задумке режиссера. А узкие улочки, причудливые мосты, невероятной красоты палаццо и базилики, скользящие по воде гондолы с красавцами-гондольерами стали неотъемлемым атрибутом многих фильмов кинематографистов со всего мира. Мало кто, снимая в Венеции, избежал искушения снять ее во всех ракурсах. Вот только небольшой перечень фильмов, снятых здесь: «Смерть в Венеции», «Английский пациент», «Крылья голубки», «Казанова», «Плащ Казановы», «Талантливый мистер Рипли», «Венецианский купец», «Дама без камелий», «Казино Рояль», «Индиана Джон и последний крестовый поход», «Из России с любовью», «Вампир в Венеции», «Игра в четыре руки», «Чувство», «Честная куртизанка», «Никита»…

Окунуться в историческое и кинематографическое прошлое Венеции необходимо для того, чтобы понять: почему именно здесь возник самый первый международный кинофестиваль, ставший храмом киноискусства со своими иконами и божествами – кинозвездами и режиссерами.

Многовековая слава Венеции как покровительницы искусств привела к созданию Фонда «Ла Биеннале», который ежегодно организовывает – еще с 1895 года (!) – престижные мировые смотры изобразительного искусства, архитектуры, театра и музыки в садах Джардини.

Понадобилось три десятка лет, чтобы «новорожденный» в 1895 году в Париже, на бульваре Капуцинок, кинематограф захватил предприимчивый ум президента Биеннале графа Джузеппе Вольпи ди Мисурата и в 1932 году в рамках Биеннале на острове Лидо состоялся первый кинофестиваль, ставший воплощением красивой и яркой жизни (о, дольче вита!) и породивший моду на международные кинофорумы во всем мире.

Последний по времени Венецианский кинофестиваль осенью 2017-го завершился вручением «Золотого льва» за лучший фильм режиссеру, который давно заслужил все награды мира – Гильермо дель Торо.

«…Любовь есть величайшая сила во Вселенной, она бесформенна, как вода, но она принимает форму вещей, в которые превращается…» – так объяснял в Венеции на пресс-конференции название своего фильма «Форма воды» мексиканский самородок, визионер и гуру современного интеллектуального кинематографа.

Новый фильм дель Торо – странная и удивительная смесь романтической сказки, фантасмагории, притчи, меланхоличного gotic horror и сатирического ретро-триллера со шпиономанией «про русских». Но в центре – история про Красавицу и Чудовище, всегда важный для дель Торо мотив, возможность блестяще показать жадное желание человека сблизиться с чем-то или с кем-то иным, пугающе неизвестным.

…На рубеже 1960-х, во времена «холодной» войны, в Балтиморе женщина по имени Элайза (Салли Хокинс) работает уборщицей на секретном объекте. Она не может говорить – ребенком ее нашли у реки с ранами на шее, повредившими голосовые связки. Она живет в живописной квартирке над кинотеатром, дружит с соседом, пожилым геем (Ричард Дженкинс), но видно, как Элайза одинока. И вот однажды военные привозят в лабораторию цистерну с чудовищем, пойманным где-то в Южной Америке (может, в амазонской Черной лагуне? Но о фильме «Создание из Черной лагуны» 1954 года расскажем чуть позже). Одинокие, окруженные враждебным миром Элайза и чудовище очень похожи, они одинаково беззащитны и несчастны. Неудивительно, что между двумя отверженными, безъязыкими героями вспыхивает запретное чувство. Разворачивающаяся затем восхитительная история любви строится в основном на героине Салли Хокинс. Ее Элайза является одновременно настоящей женщиной (дель Торо показывает Салли Хокинс настолько привлекательной, что сорокалетняя актриса, изящная и пластичная, легко может заткнуть за пояс любую юную красотку модельной внешности) и активно действующей героиней, чьи поступки во многом определяют судьбы остальных персонажей. Во время просмотра не перестаешь удивляться и восторгаться не только безупречно созданному визуально-стилевому образу, но и тому, как дель Торо удается совмещать вроде бы несовместимое – сказку и секс, простоту и синефильство, яйца вкрутую и музыку. Только на первый взгляд «Форма воды» – это шикарные шпионы, стильные машины начала 1960-х, монстр с добрым сердцем, замечательная актерская игра, высочайшего качества операторская работа, завораживающая музыка Александра Деспла. Постепенно сквозь все это проступают темы добра и зла, греха и невинности, вечного и преходящего, красоты и уродства, которые как бы проплывают мимо друг друга в огромном, визуально совершенном аквариуме узнаваемого авторского стиля Гильермо дель Торо, выросшего из старинных сказок, фантастических историй и фильмов про монстров (опять вспомним «Создание из Черной лагуны»). Прошло несколько месяцев после вручения Гильермо дель Торо «Золотого льва» Венеции-2017. И вот уже «Форма воды» лидирует в номинациях на очень престижный «Золотой глобус» – их семь (!), в том числе и «за лучший фильм». Совсем скоро, очевидно, картина попадет в число претендентов на главные Оскаровские номинации. Но, безусловно, главная награда для режиссера – это долгожданная встреча со зрителями: 18 января 2018 года фильм «Форма воды» выходит в российский и белорусский кинопрокат.

*красивый, прекрасный, великолепный

Полная версия – в «НЭ» № 1, 2018.

Программный директор Международного фестиваля молодого европейского кино VOICES Роман Дорофеев, его коллега, программный директор ММКФ «Лістапад» Игорь Сукманов и Светлана Савчик в Венеции.

форма заказа
Прайс-листы

Предлагаем вашему вниманию прайс-листы на оказание различных видов производственных услуг